Канал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. 🔹Пишем о трендах среднего, высшего образования, корпоративного обучения и EdTech. ✉️ Вопросы и предложения присылайте на почту редакции: education@skillbox.ru
Russian
Education, Career
Прямо сейчас в США разворачивается очень интересная история: школы возвращаются к традиционным подходам к обучению чтению.\n🏫 Это все потому, что внедрённый несколько лет назад инновационный метод оказался не просто бесполезным, но и вредным. \n📃 Этот поучительный опыт показывает: иногда подходы к обучению, которые выглядят новаторскими, модными и более увлекательными для учеников, не согласуются с наукой и ведут к печальным последствиям. \nЧитать →\n#статьи
Всемирный экономический форум раз в два года выпускает отчёт «Будущее рабочих мест».\nСвежий выпуск содержит тренды, которые будут актуальны в ближайшие годы — до 2027-го. Эта аналитика составлена на основе сбора мнений представителей 803 компаний, в которых занято более 11,3 млн работников по всему миру из 27 отраслевых кластеров.\n🏢 Подавляющее большинство работодателей видит обучение без отрыва от производства в качестве ключевой стратегии для достижения своих бизнес-целей. Очевидно, что значение внутренних служб обучения персонала в связи с этим возрастает. А вот учить на провайдерских онлайн-плафтормах и в университетах собирается в два раза меньше работодателей.\n🏫 Ещё оказалось, что при оценке кандидатов на вакансии почти 45% работодателей всё ещё ориентируются на наличие вузовского диплома, а на сертификаты об окончании краткосрочных курсов смотрят около 20%. Но это «средние по больнице» показатели, а от страны к стране ситуация разная. \nТак, в Корее и Швейцарии обучение на курсах имеет значение лишь для 5% работодателей, а в Финляндии и Пакистане — для 40–41%. \nБольшое внимание университетскому диплому уделяют в восточных странах (Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте), а также в США и Австрии — по 60% работодателей. \nА вот в таких странах, как Швеция, Латвия, Румыния, Колумбия, в качестве основного условия трудоустройства его воспринимают менее 30% опрошенных. \nЧитать подробнее →\n#исследования
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 Рособрнадзор и Минпросвещения скорректировали порядок проведения ОГЭ и ЕГЭ. Есть несколько существенных изменений по сравнению с действующим порядком. \nЧитать →\n📌 Стало известно, сколько выпускников собираются поступать в колледжи в 2023 году. Их доля достигла максимума как минимум с 2010 года. \nЧитать →\n📌 Минпросвещения попросили продлить обучение в колледжах. Идею могут подхватить представители разных отраслей. \nЧитать → \n📌 В России растёт численность аспирантов. При этом не всем из них удаётся защитить диссертацию. Исследователи выяснили, какие барьеры этому мешают. \nЧитать →\n📌 «Антиплагиат» теперь распознаёт сгенерированные нейросетями тексты. Кажется, преподаватели могут выдохнуть: выявлять особо находчивых учащихся станет проще 😈\nЧитать → \n📌 Платформа edX внедряет ИИ-ассистентов, а другой Edtech-проект — цифровых преподавателей. Нейросети уже начали обучать людей, и появился проект, который уже называют важной вехой в цифровой трансформации образования. \nЧитать →\n📌 Эксперты назвали 6 ключевых технологий и практик для будущего университетов. Причём две позиции из шести связаны с ИИ. А ещё авторы заметили рост сегмента давно работающих возрастных учащихся и подчеркнули, что к ним нужен особый подход. \nЧитать →\n📌 Названы российские образовательные приложения, которые скачивают чаще всего. Пока менее половины игроков российского EdTech-рынка обзавелись своими приложениями. Но аналитики считают, что в скором времени стоит ждать новых любопытных релизов. \nЧитать →\n📌 РБК приобрёл сервис ProductStar. Он предлагает IT-курсы и программы корпоративного обучения. Кстати, это не первый образовательный проект холдинга. \nЧитать →\n📌 Российские вузы остаются на низких позициях в рейтинге CWUR. Это не самый известный список лучших университетов. Но тенденции, которые по нему заметны, могут отразиться и на более популярных рейтингах. \nЧитать → \n📌 Названы лучшие вузы России 2023 года по направлениям подготовки. По многим естественно-научным и гуманитарным предметам лидирует МГУ, по экономике — ВШЭ. Больше всего разнообразия в инженерных специальностях.\nЧитать →
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 Минпросвещения утвердило порядок проведения аттестации педагогов. Ранее мы рассказывали об этом документе на стадии проекта. \nЧитать →\n📌 Институт образования НИУ ВШЭ переводит магистратуру для подготовки школьных учителей на дистант. Это сделает обучение более доступным.\nЧитать →\n📌 Лидер EdTech-рынка углубляется в сегмент школьного образования. В Skyeng считают перспективной нишу, связанную с домашним обучением, — запустился новый проект «Домашний лицей». \nЧитать →\n📌 19% россиян считают, что при изучении русского языка важнее всего талант и харизма учителя. Кроме того, стало известно, какие способы люди считают наиболее подходящими для поддержания грамотности во взрослом возрасте.\nЧитать →\n📌 В конструкторе онлайн-курсов iSpring Suite Max появилась возможность рисовать персонажей без участия иллюстраторов. Теперь пользователи смогут сами создавать героев курсов в соответствии с фирменным стилем.\nЧитать →
Вы слышали о программе «Учитель для России»? Она работает для того, чтобы у детей в региональных школах были образовательные возможности и безопасные и вдохновляющие взрослые. Благодаря программе выпускники вузов и профессионалы из разных сфер в течение двух лет работают учителями в простых школах, обеспечивая равные возможности для детей из регионов России.\nТак вот, программа принимает заявки до 31 мая! Если вы не педагог по образованию, но мечтаете оказаться в роли учителя, то это ваш шанс. «Учитель для России» предлагает альтернативный вход в профессию, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет. Мы рассказывали, как работают участники этой программы, на примере личных историй нескольких героев.\nВ этом году программа «Учитель для России» набирает новых учителей в школы Ямало-Ненецкого автономного округа.\nЧто означает участие в программе:\n▪️Прохождение отбора.\n▪️Обучение: пятинедельный очный Летний институт и двухлетний образовательный курс. После выпуска из программы вы получаете диплом МГИМО о профессиональной переподготовке.\n▪️Два года работы в региональной школе учителем любимого предмета.\n▪️Ежемесячная стипендия и компенсация аренды жилья, чтобы вы могли сосредоточиться на работе с детьми.\n▪️Методическая и кураторская поддержка в течение двух лет.\n▪️Большое сообщество неравнодушных людей.\n▪️Возможность каждый день решать действительно важные проблемы.\nДля того, чтобы принять участие, необходимо:\n▪️Иметь диплом о любом оконченном высшем образовании к 1 сентября 2023 года.\n▪️До 31 мая заполнить анкету на сайте.\nВ программе нет возрастного ценза, как и требований к специальности в дипломе или опыту работы в школе.\nБолее подробно познакомиться с программой «Учитель для России» можно посмотрев фильм про неё или на онлайн-встрече с командой 25 мая в 19:00 по московскому времени.
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 Депутаты не забыли про идею сертификации онлайн-курсов. Предполагается, что это поможет очистить рынок дополнительного профобразования от некачественных продуктов. Правда, представители EdTech-рынка не уверены, что инициатива сработает именно так. Читать →\n📌 Появился список 100 лучших вузов России 2023 года по версии RAEX. Их выбрали по таким критерия, как качество образования, востребованность выпускников и уровень научной деятельности. \nЧитать →\n📌 Вузам рекомендовано принимать абитуриентов из Белгородской области по итогам вступительных экзаменов в форме собеседования. Университетам дали несколько дней, чтобы скорректировать правила приёма. \nЧитать →\n📌 В рамках Конкурса молодых учёных Российской академии образования появятся номинации для педагогов. Они предусмотрены для школьных учителей, преподавателей колледжей и вузов, а также специалистов в области инклюзивного образования. \nЧитать →\n📌 Мнение: программы развития российских вузов реализуют «на троечку». Причём это мнение самих представителей вузов 🙁\nЧитать →\n📌 Студенты вузов смогут получить ещё одну квалификацию — по специальностям СПО. Президент утвердил новый перечень поручений, и некоторые из них касаются сферы образования. \nЧитать →\n📌 Названы вузы, выпускники которых зарабатывают больше всех в сфере IT. А ещё выяснилось, какая доля выпускников-айтишников остаётся после вуза в тех же городах, где они учились. \nЧитать →\n📌 В российских вузах почти не осталось штатных преподавателей в возрасте до 30 лет. Исследование доктора социологических наук показало, что в 2021 году их было в четыре раза меньше, чем сотрудников старше 65 лет. В других странах доля молодых преподавателей тоже снижается, но медленнее, чем в России. \nЧитать →\n📌 «Бауманка» запускает шестилетний бакалавриат. Да, так можно было! И даже на специалитет переходить не пришлось. \nЧитать →\n📌 «СберУниверситет» открывает бесплатную летнюю школу для преподавателей колледжей и университетов. Подать заявку на участие можно до 19 июня. \nПодробная информация о доступных программах и регистрация здесь →\n📌 Ожидается, что сегмент детского онлайн-обучения опередит по темпам роста дополнительное профобразование на рынке EdTech. Эксперты считают, что по итогам 2023 года они сравняются по объёму и суммарно составят 70–80% рынка. \nЧитать →\n📌 Платформа онлайн-рекрутинга hh.ru обновила сервис «hh Статистика». В нём появилась открытая аналитика рынка труда, которая позволяет при помощи настраиваемых критериев отследить изменения, происходящие в разрезе регионов и их административных центров, а также конкретных профессий. Это может быть полезно для продюсеров онлайн-курсов, которые следят за динамикой спроса на тех или иных специалистов. \nСервис представлен здесь →\n📌 На образовательные достижения детей сильнее влияет уровень образования матери, а не отца. В мировом масштабе это сравнительно новая ситуация — раньше было наоборот. \nЧитать →
В США набирают популярность колледжи и университеты, которые устроены по принципам EdTech-платформ\n🎓 И хотя студентам такая модель, похоже, кажется привлекательной, эти образовательные учреждения сталкиваются с той же проблемой, что и EdTech-индустрия, а именно — с низкой доходимостью. \nРассказываем подробнее про эту новую практику.\n❓ Как вы считаете, это модель будущего нормального высшего образования или нежизнеспособный эксперимент?\n#статьи
Спасибо всем, кто поучаствовал в сегодняшнем опросе! Что ж, результаты интересные… К чему мы это всё? Есть ряд устойчивых мифов, которые довольно популярны среди профессионалов в образовании. Бывает, на них даже всерьёз полагаются при проектировании обучения. В 2015 году группа исследователей из Голландии и Бельгии решила разоблачить самые знаменитые легенды в сфере образования и выпустила про это книгу. А мы пересказали 11 самых популярных легенд, которые удалось выявить.\n#статьи
Грустная история из прошлого. Лет 150 назад стать гувернанткой в семье или классной дамой в закрытой школе-пансионе для девочек, а чуть позже — сельской учительницей было единственной доступной женщинам интеллигентной профессией. Так что для очень многих это был вынужденный и не очень приятный выбор — других вариантов просто не существовало, какое уж там призвание… При этом педагогика — та сфера, где нелюбовь к профессии обходится слишком дорого не только самой её представительнице, но и её подопечным. Это отлично видно из мемуаров российской дореволюционной учительницы, а также из писем знаменитой Шарлотты Бронте — британской писательницы, написавшей «Джейн Эйр» (она вынужденно работала учительницей и не любила это дело). \nМожно только порадоваться тому, что сейчас у всех — и женщин, и мужчин — масса вариантов для выбора профессии действительно по склонностям и интересам. Только вот выбор не всегда осознанный. Но может, ещё лет через 150 человечество и это преодолеет 🙂\n#былое
Информация для тех, кто занимается корпоративным обучением. Разбираемся, какие цифровые решения для этой сферы способна сейчас предложить EdTech-индустрия. \n▪️ Мы собрали примеры самых крутых цифровых решений по версии EdTech Awards — всемирно известной премии в сфере образовательных технологий. Там есть отдельная номинация для сервисов и платформ, предназначенных для обучения сотрудников. \nСмотреть подборку →\n▪️ Некоторое время назад руководитель компании-разработчика решений для корпоративного обучения собрал для нас подборку самых перспективных типов технологий для обучения сотрудников (с прогнозом, когда они получат бурное развитие на западном рынке и у нас, в России). \nСмотреть подборку →\n▪️ В подборке выше фигурируют LXP-платформы. Они пока не очень распространены в России (в основном в ходу LMS). А Джош Берсин, эксперт мирового уровня в сфере управления талантами и основатель исследовательской компании Bersin by Deloitte, считает, что даже LXP — уже на самом деле вчерашний день, потому что на смену им приходит совсем новый тип платформ. \nЧитать про их особенности →\n▪️ Есть EdTech-платформы, которые работают как единая точка доступа корпоративных клиентов к курсам разных провайдеров обучения. Пример ― Lerna.ru. Вот здесь рассказано, что она собой представляет. \nЧитать →\nКстати, 25 мая платформа Lerna проводит бесплатный вебинар на тему «Как внедрить корпоративное обучение в компанию — с бюджетом и без». \nРегистрация →
В этой подборке — книги о теоретических основах профессии коуча и тренера, полезные упражнения и методики для индивидуальной и групповой работы, гайды по развитию необходимых компетенций.\nЧитать👇🏻
Где можно освоить новую профессию, не покидая пределы сферы образования? Как стать педдизайнером, образовательным урбанистом или тьютором? \nМы подготовили для вас необычные и интересные варианты, куда подать ваши документы, если хотите поступить на магистра в образовании.\nВ списке как столичные, так и региональные вузы. \nОзнакомиться можно тут👇🏻
Что будет с рабочими местами в будущем? Чему и как будут учить сотрудников?\n📊 Согласно исследованию ВЭФ, в котором участвовали компании из 45 стран, закрытие одних рабочих мест и появление новых профессиональных ролей затронет 23% работников в ближайшие пять лет. Причём число занятых в некоторых профессиях сократится на миллионы, а в других — далеко не самых цифровых и технологичных — на миллионы вырастет. \n📖 Какие профессии и навыки компании считают наиболее перспективными и как собираются реагировать на эти перемены, читайте в нашем обзоре.\n#статьи
Объяснить сложную тему так, чтобы тебя поняли, — целое искусство.\n📚 Ли Лефевер, основатель и главный специалист компании CommonCraft, известной во всём мире объясняющими роликами, посвятил этому искусству книгу. Он считает, что главный секрет успеха — в умении поставить себя на место другого человека. На этой идее основаны рекомендации Лефевера, как распланировать, упаковать и презентовать эффективное объяснение.\n📖 А вы читали? Если да — как впечатления?\n#книжная_полка
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌Министр просвещения рассказал, когда планируется повсеместно внедрить единые программы. Пока они разработаны только для нескольких школьных предметов, но в будущем появятся и для всех остальных. \nЧитать →\n📌Минпросвещения утвердило новые аккредитационные показатели для колледжей. Их начнут применять с сентября текущего года. \nЧитать →\n📌В России вернут серебряные школьные медали. Получить их смогут выпускники уже следующего учебного года. Будут ли за неё начислять баллы при поступлении в вузы, пока неизвестно. \nЧитать →\n📌Появились правила ведения реестра о признании иностранного образования. Они вступят в силу с 1 сентября 2023 года. \nЧитать →\n📌В учебном профиле «Сферум» в «VK Мессенджере» появились новые функции для учителей. Например, они теперь смогут видеть, кто прочёл их сообщения. А ещё для педагогов создали мини-приложение для сбора домашних заданий. \nЧитать →\n📌Стало известно о двух цифровых решениях, которые могут облегчить работу педагогов. А придумали их школьница и студент. \nЧитать → \n📌Высшая школа экономики запустила онлайн-кампус. Это цифровая платформа для всех студентов, в том числе для тех, кто учится на полностью виртуальных программах (среди них не только курсы ДПО, но и бакалавриат с магистратурой). \nЧитать →\n📌В системе «Антиплагиат» появилась новая функция. Теперь она может находить совпадения в научных работах, литературных произведениях и документах на 100 языках. \nЧитать →\n📌В Японии популярны курсы и тренинги по обучению… улыбке. Сертифицированные тренеры по улыбке — это не фантастика и не шутка. Всё дело в последствиях пандемии. \nЧитать →
Главная боль разработчиков онлайн-курсов — доходимость. Даже самый содержательный и проработанный с методической и технической точек зрения онлайн-курс всё равно закончат только самые упорные студенты — просто потому, что они целеустремлённые и умеют самоорганизовываться. А с остальными что же, сдаться? Не могут — не надо? Эксперт LLLab Юлия Селезнёва полагает, что методистам стоит глубже разобраться с теми факторами отношения взрослых студентов к обучению, на которые можно повлиять в рамках курса. \nЧитать →\n#статьи
Учитель задаёт вопрос всем присутствующим в классе, и те, кто готов ответить, тянут руку. Это называется фронтальный опрос. Есть проблема: отвечают обычно одни и те же — самые активные, а остальные либо не успевают сообразить и быстро сформулировать правильный ответ, либо не поднимают руку и молчат из-за стеснительности и неуверенности в себе. Можно ли как-то вовлечь в такие опросы даже застенчивых молчунов? \nДа, немецкие учёные провели большое исследование и предложили немножко усовершенствовать процедуру фронтального опроса, чтобы получить такой эффект.\n#исследования
На прошлой неделе в Telegram появилась новая функция — теперь можно сделать папку с подборкой каналов и поделиться ей по ссылке.\nМы с коллегами из телеграм-каналов про образование сделали такую подборку:\n👉 https://t.me/addlist/RtJU62GJMJMxYWQy\nСейчас в ней 18 каналов на тему образования. Список, возможно, будет дополняться.\nЕсли вас заинтересовало — добавляйте папку к себе. Можно подписаться сразу на все каналы из списка или выбрать наиболее интересные для вас.
Давайте сегодня поиграем в угадайку. Точнее даже не в угадайку, а в убеждения. Мы в течение дня выложим четыре утверждения, распространённых в сфере образования, а вы отметьте, пожалуйста (но чур, без поиска информации по теме!), это, по вашему мнению, факт или миф. Конечно, опрос анонимный 😊
0
0
0
0
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 Россияне в возрасте 45+ рассказали, сколько готовы тратить на онлайн-образование. Также выяснилось, какая их доля уже проходила курсы, ради чего они учатся и не считают ли они, что им уже поздновато. Похоже, EdTech-компаниям стоит обратить на это внимание. \nЧитать →\n📌 Учёные выяснили, как планировка помещения может влиять на беглость чтения. В стандартных школах, конечно, никому не придёт в голову сделать открытую планировку без отдельных комнат-классов, но вот в нестандартных могут быть разные идеи — вплоть до уроков на улице. В таком случае полезно будет узнать про это исследование.\nЧитать →\n📌 Учёные разработали технологии, которые могут понимать мысли и ментальное состояние людей. Между прочим, безо всяких чипов! Кажется, эти методы помогли бы как минимум исследователям в образовании, а может быть, и практикам. \nЧитать → \n📌 Названы навыки программистов, которые будут особенно востребованы в следующем квартале. А также стало известно, какая доля работодателей самостоятельно взращивает для себя айтишников.\nЧитать →\n📌 Роль российских вузов в технологическом развитии усилят. Кроме того, должны появиться центры STEM-обучения, а программ по технологическому предпринимательству должно стать больше. Есть и другие инициативы. Обо всём этом говорится в новой Концепции технологического развития страны. \nЧитать →\n📌 Утверждён порядок оценки просветительских программ для детей. Появился список критериев, на соответствие которым эти программы будут проверять. \nЧитать →\n📌 Сооснователь образовательной платформы «Страдариум» рассказал про внутреннюю кухню проекта. Условия сотрудничества с преподавателями, продвижение, анализ качества — вот это всё. \nЧитать →
Выражение «учебный контракт» вызывает ассоциацию прежде всего с платным или целевым обучением. Но это не про них. За рубежом есть такой метод организации самостоятельной работы студентов. Одни преподаватели, которые его попробовали, довольны результатом, другие — нет. \nЧитайте подробнее 👇\n#статьи
Перед началом «сезона ЕГЭ» глава Рособрнадзора Анзор Музаев высказался по поводу экзамена, который постоянно подвергается критическим нападкам. \nНапомним, вице-спикер Госдумы Пётр Толстой в марте текущего года призвал обсудить вопрос отмены ЕГЭ, тему подхватили некоторые депутаты. Например, депутат Госдумы Николай Коломейцев заявил тогда «Новым известиям», что «ЕГЭ был придуман для умственно отсталых детей в США» и что «ЕГЭ — это «угадайка», а не экзамен».\nПодобные представления о едином государственном экзамене довольно широко распространены, но основаны они на мифах о нём и незнании, что он на самом деле собой представляет.\nНеделей ранее прошёл организованный Skillbox митап, в рамках которого тоже затронули вопрос ЕГЭ. Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ Виктор Болотов пояснил, что хотя в содержательном смысле ЕГЭ не лишён минусов, над ними всё время работают.\nА Пётр Мазаев, педагог-историк, заведующий гуманитарной кафедрой школы «Le Sallay Диалог» и координатор международного бакалавриата в Европейской гимназии, поделился своим отношением к экзамену как учитель, который готовит к нему учеников. Пётр считает главной проблемой ЕГЭ по гуманитарным предметам громадный объём фактов, которые школьникам необходимо запомнить. Это, по мнению спикера, влияет на учеников не лучшим образом: они становятся своего рода «водомерками» — знают обо всём понемногу. А хотелось бы, чтобы экзамен предполагал более глубокое изучение предмета.\nВиктор Болотов эту проблему подтвердил, но подчеркнул, что причина её не в ЕГЭ как таковом, а в том, что сама образовательная программа избыточна. «Мы всё время добавляем новое, не убирая отжившее», — пояснил он.\nКроме того, он напомнил, как и почему вообще у нас появился ЕГЭ. \nЧитать →\n#мнения
На Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в НИУ ВШЭ состоялся круглый стол, в котором приняли участие исследователи мозга и представители школ. Учителя и школьные психологи рассказали, каких открытий и какой помощи они ждут от учёных. Никакой фантастики, все запросы сугубо прикладные и связаны с реальными проблемами.\nЧитать →\n#репортаж
Законопроект внёс в Госдуму вице-спикер нижней палаты парламента Борис Чернышов, который ещё в прошлом году призывал отрегулировать инфобизнес, чтобы оградить россиян от аферистов. Документ может частично затронуть и «настоящий» EdTech. Правда, ничего страшного в предлагаемых нормах нет. Читать →
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 В России может открыться ещё один частный университет. Его собирается открыть «Тинькофф банк». \nЧитать →\n📌 Изучен эффект от совмещения занятий с репетиторами и уроков на EdTech-платформе. Если коротко: такой формат позволяет сэкономить без потери пользы. Хотя тут использовали лишь одну конкретную платформу и занятия с репетиторами были не индивидуальными, а групповыми, выводы всё равно интересные. \nЧитать →\n📌 ChatGPT пока не способен сдать экзамен по истории на высокий балл. Специалист из УрФУ провёл эксперимент и объяснил, почему с гуманитарными дисциплинами нейросеть справляется хуже, чем с точными науками. \nЧитать →\n📌 Министр назвал задачи, которые предстоит решить в рамках новой системы высшего образования. Похоже, в скором времени вузы ждёт целый ряд новых инициатив. \nЧитать →\n📌 Стало известно, какие научные организации смогут обучать по программам специалитета. Кроме того, названы причины, по которым учреждение могут лишить этого права. \nЧитать →\n📌 Учителя рассказали, что вдохновляет их в работе, и о причинах выбора профессии. Всё это выяснила образовательная платформа «Учи.ру» в опросе, приуроченном к Году педагога и наставника. \nЧитать →\n📌 В Омской области поощрят выпускников-высокобалльников, которые поступят в местные вузы. Этим будущим первокурсникам выплатят от 30 до 120 тысяч рублей в зависимости от их результатов по итогам ЕГЭ. На эти цели выделят 17 млн из регионального бюджета. \nЧитать →
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 В новой системе высшего образования программы магистратуры будут не во всех вузах. 19 мая прошло заседание коллегии Минобрнауки. Валерий Фальков рассказал про новые подходы к магистратуре в рамках новой системы высшего образования. Количество платных мест в магистратурах, похоже, должно снизиться. Кроме того, снова поднят вопрос о запрете обучения в магистратуре не по тому профилю, по которому был бакалавриат или специалитет. \nЧитать →\n📌 Китайские вузы могут повысить плату для иностранных студентов в пять раз. Таким способом собираются улучшить качество образования. Эксперты объяснили, как качество связано со стоимостью обучения. \nЧитать →\n📌 Российские школьники заняли третье место в мире по навыкам чтения в последнем PIRLS. Результат высокий, но если сравнить с предыдущим исследованием, то это скорее похоже на шаг назад. \nЧитать →\n📌 Появилось международное объединение для продвижения ИИ в школах. Участники планируют разработать руководства по применению ИИ в обучении, обновить программы по информатике и, что главное, научить педагогов пользоваться всем этим. \nЧитать →\n📌 Россияне рассказали, какие виды дополнительного обучения считают самыми эффективными. Классика: самыми продуктивными способами получить знания респонденты назвали программы повышения квалификации (64%) и онлайн-курсы (55%), но действительно учатся на них 25 и 28% соответственно 😀\nЧитать →\n📌 Coursera выяснила, как её курсы помогают людям менять свою жизнь к лучшему. Назван процент людей, которым удалось благодаря курсам Coursera получить повышение, повысить доход или просто найти наконец работу. Оказалось, что особенно заметную пользу от курсов получают люди из развивающихся стран. \nЧитать →
Страшная история из прошлого в тему Дня защиты детей.\nВоспоминания об уроках французского языка, от которых мороз по коже. По этой истории видно, как далеко мы ушли за 150 с лишним лет в представлениях о том, что в обучении нормально, а что нет. Пусть такого больше не повторится никогда и ни у кого! \n#былое
Какие способы обучения предпочитают взрослые россияне?\nПрофессиональное развитие очень важно — так считает большинство. Но серьёзные образовательные программы для этого использует относительно небольшой сегмент. Большинству достаточно формата «где-то что-то почитал, послушал». Такой вывод следует из опроса, который провела компания GeekBrains среди тысячи человек в возрасте от 18 до 55 лет (результаты опроса есть у Skillbox Media).\n📊 Опрос показал, что 89% респондентов поддерживают концепцию обучения в течение всей жизни, а самыми эффективными 64% опрошенных считают программы повышения квалификации, 55% — онлайн-курсы. \nОднако в реальности пользуются каждым из этих способов меньше трети участников опроса — по 25 и 28% соответственно. А тематические мероприятия, конференции, воркшопы, вебинары и вовсе посещают лишь по 10–12%, хотя полезными их назвали 28–29%.\nЛишь у четырёх способов самообразования почти совпали показатели отношения к ним как к эффективным и их реального использования. Это те способы, которые требуют минимум вложения денег и усилий:\n▪️чтение отраслевых журналов и книг;\n▪️чтение блогов;\n▪️прослушивание/просмотр подкастов;\n▪️просмотр фильмов.\n🧮 Если сложить показатели разных способов получения знаний вместе и объединить их по разным типам образования, то получится явный перевес в пользу информального и бессистемного образования:\n▪️формальное образование (программы повышения квалификации и курсы переквалификации) практикуют в сумме 37% опрошенных;\n▪️неформальное образование (онлайн-курсы, персональные занятия с преподавателями) практикуют в сумме 39%;\n▪️информальное или бессистемное образование (участие в тематических мероприятиях и конференциях, воркшопах и вебинарах, чтение отраслевых журналов и книг, блогов, прослушивание подкастов, просмотр фильмов) — практикуют в сумме 109% (показатель получился больше 100%, потому что можно было выбирать сразу несколько вариантов ответа).\n#исследования
Новости из мира образования сегодня такие: \n📌 Утверждён порядок аккредитационного мониторинга системы образования. Методика расчёта показателей, которые будут анализировать в ходе мониторинга вузов, занимает 15 страниц 🙃\nЧитать →\n📌 С 1 сентября свидетельства о госаккредитации образовательной деятельности будут выдавать онлайн. Это предусматривали поправки, внесённые ранее в ФЗ «Об образовании в РФ». \nЧитать →\n📌 Думский комитет по обороне рекомендовал отклонить законопроект о предоставлении кандидатам и докторам наук отсрочки. Его в конце октября в Госдуму внёс депутат от фракции КПРФ Михаил Матвеев. \nЧитать →\n📌 Только 27% подростков хотели бы забыть об учёбе летом. Многие совсем не против посвятить время изучению чего-то нового, как показал опрос. \nЧитать →\n📌 Аналитики заметили снижение темпов роста онлайн-программ дополнительного профобразования. Но паниковать эдтеховцам пока рано! Похоже, происходит перераспределение между разными направлениями. \nЧитать →\n📌 Стало известно, насколько выросла выручка российских инфобизнесменов в первом квартале. Представителям EdTech-компаний лучше присесть… \nЧитать →\n📌 Педагогов вновь приглашают поработать за границей. Сделать это можно в рамках проекта «Российский учитель за рубежом». \nЧитать →
Что почитать в летнем отпуске?\nЕсли вы любите историю, то вот отличная идея: можно погрузиться в жизнь дореволюционных российских педагогов. \nЧтобы составить портреты гимназического и земского учителя, кандидат исторических наук Игорь Зубков изучил архивные документы, дневники и мемуары. Его книга «Российское учительство» содержит подробное описание быта двух очень разных групп учителей, рассказывает об их отношении к ученикам и своей работе. \nПодробнее о книге →\n#книжная_полка
Это высказывание председателя Государственной думы прозвучало во время встречи с ректорами вузов Брянской области, а Дмитрий Афанасьев прокомментировал его для ТАСС. \nВсё это снова вызывает вопросы, каких перемен ожидать университетам и студентам, а ещё — чувство дежавю. Ведь с непрофильными спецальностями в вузах (прежде всего технических) уже активно боролись, не так ли? В 2011 году к этому призывал Дмитрий Медведев (тогда он был президентом). Здесь мы подробнее вспомнили об этом.\nЧто касается непрофильных магистратур, то хотелось бы спросить представителей вузов: вы много видели случаев, когда гуманитарий пошёл в техническую инженерную магистратуру? 🧐\n#мнения
Большие языковые модели и сервисы на их основе вроде ChatGPT открывают широкие перспективы для образования. И риски тоже. Команда исследователей из Германии обобщила, чем могут быть полезны нейросети «началке», средней и старшей школе, высшему образованию и ДПО. А также оценила, какие есть риски и как их нивелировать. \nЧитать →\n#исследования
Каждый год тысячи абитуриентов штурмуют вузы, и особенной популярностью пользуется небольшое количество самых престижных университетов. Чтобы поступить туда, нужны зашкаливающие баллы или статус «олимпиадника». Ну, либо учиться там приходится платно. В то же время поступить в другие вузы можно гораздо проще. Представление об особой ценности отдельных университетов — просто гонка за престижем или это действительно оправданно с точки зрения лучших карьерных перспектив? Почему вообще так получилось, что какие-то вузы оказались в привилегированном положении, если, по идее, образование везде одинаковое? Рассказываем на основе свежих исследований. \nЧитать →\n#исследования
0
0
В России сегодня начался основной этап сдачи ЕГЭ. Выпускники сдают экзамены по химии, литературе и географии. \nСобрали для вас актуальную подборку статей и мнений по теме👇🏻\n📝 «Поколение ЕГЭ»: правда ли, что после введения единого экзамена в школах стали учить хуже?\n📝 Так ли страшен стресс от ЕГЭ? И как правильно настроить детей: мнение психолога\n📝 Устранил ли ЕГЭ образовательное неравенство или только создал для него новые причины?\n#подборки
На вебинаре Skillbox «Каким мы увидим общество будущего и как на это влияет цифровая трансформация образования?» эксперты затронули вопрос о том, какое влияние оказал на образование и общество ЕГЭ. \nТатьяна Иванова поделилась наблюдением, в чём разница между студентами, которые поступали в вузы до ЕГЭ и стали поступать после его введения. И хотя она фактически отметила шаблонизацию мышления, в то же время подчеркнула, что это преодолимо — всё зависит от личности. Как от личности школьника, так и личности директора школы, потому что он тоже способен выйти за рамки и дать своим детям лучшие практики, лучших преподавателей.\n«То есть роль личности очень важна. Поэтому та формальность, которая есть в ЕГЭ, всё равно не мешает», — резюмировала Татьяна Иванова.\n#мнения
Новости из мира образования сегодня такие:\n📌 Учёные назвали новый способ предсказать, насколько успешным будет обучение. Метод очень точный. Но нужен не один электроэнцефалограф 🙂\nЧитать →\n📌 Эксперты выяснили, как изменилась выручка крупнейших EdTech-компаний в начале 2023-го. В топ-10 произошли изменения. А ещё стало известно, кто растёт активнее остальных. \nЧитать →\n📌 Подведены итоги 18-го конкурса бизнес-тренеров и методистов «Тренерское мастерство», организованного BuroAkzent. В номинации «Опытный бизнес-тренер» победа досталась Елене Жилиной, тренеру-консультанту Федерального центра компетенций в сфере повышения производительности труда (Москва), в номинации «Методолог» — Любови Хребтан, руководителю сектора дистанционного обучения «Аби Продакт» (г. Владимир). \nИмена победителей в других номинациях можно узнать здесь.\n📌 В России увеличен максимальный размер налогового вычета на обучение. Чтобы компенсировать расходы на собственное обучение, можно будет получить из бюджета максимум 19 500 рублей в год, а по расходам на обучение детей — 14 300 рублей. Но это вступит в силу с 2024-го. А в этом году пока действуют прежние лимиты. \nЧитать →\n📌 До 25 мая продолжается приём заявок на международную университетскую премию в области искусственного интеллекта. Среди номинаций есть и специальный молодёжный трек для студенческих проектов в области использования ИИ и больших данных. \nПодробнее → \n#новости_образования
Ребёнку не обязательно ходить в школу — общее и среднее образование можно получить и без ежедневных посещений уроков в классе\nКакие бывают альтернативные формы обучения, согласно закону? Чем семейная форма отличается от заочной и ускоренной и почему не стоит путать их с дистантом? Читайте про это в отрывке из книги «Звонок для родителя. Как дать ребёнку качественное образование вне школьных стен» Кристины Сандаловой. Публикуем его с разрешения издательства Individuum. \nЧитать →
Какими бывают знания и от чего зависит, усвоит ли их человек? Как именно ученик находит решение задачи? \n📝 На эти и другие вопросы отвечает когнитивная психология. Что это за наука и чем она может помочь образованию, в интервью нам рассказал доктор психологических наук Владимир Спиридонов.\nЧитать→\n#мнения
«Я всё знал, но плохо сдал, потому что нервничал» — это реальная причина провалов на экзамене или просто отговорка? \n🔍 Учёных этот вопрос тоже интересует, и они провели ряд исследований.\nРассказываем про результаты👇\n#статьи
Борис Илюхин, директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС, стал гостем программы «Разбор полётов» в эфире радио Sputnik. Он прокомментировал тему изменений в системе высшего образования. На вопрос ведущего, означает ли отказ от Болонской системы возвращение к советской системе образования, Борис Илюхин ответил, что это невозможно, потому что мы живём уже в другой реальности. А вот о чём нужно говорить сейчас, так это о сроках обучения. \nСпикер пояснил, что на четырёхлетний бакалавриат с пяти-шестилетнего специалитета в своё время перевели образовательные программы в основном за счёт сокращения времени на преддипломные и производственные практики. И это получилось не очень хорошо. К тому же в России многие так и не поняли сущность бакалавриата: бакалавры — это вообще готовые к работе кадры или недоучки?\n«С бакалавриатом получилась такая история: народ не понял и не принял это четырёхлетнее образование. Так исторически сложилось. Поэтому сейчас мы уходим обратно в специалитет, оставляя при этом после специалитета магистратуру как дополнительные год-два подготовки или ординатуру — подготовку на производстве», — пояснил Борис Илюхин. В медвузах, например, ординатура была всегда, её суть в том, что человек работает и одновременно учится практическим навыкам.\nВозвращение к пяти-шестилетним срокам обучения позволит сделать образование более практико-ориентированным как раз за счёт практики. Это актуально для инженерных специальностей, хотя и для гуманитарных, по мнению Бориса Илюхина, практика — тоже полезная штука, а уж тем более для педагогов (для них, на его взгляд, стоило бы увеличить подготовку и до шести лет — тоже ради практики). Именно в увеличении сроков и заключается главное изменение в нашей системе высшего образования. Все остальные изменения — «косметические». \n🔺 А вы как считаете: по гуманитарным специальностям нужно побольше практики? Чтобы обучение длилось 5–6 лет?\nПодробнее →\n#мнения
Подборка бесплатных мероприятий в конце мая и в июне.\n29 мая\n▪️ Завершается приём заявок на участие в образовательном заезде «Ты тоже можешь стать легендой» в рамках фестиваля «Таврида. Арт». Сам заезд состоится 1–7 июля. Ждут молодых учителей, преподавателей, педагогов допобразования, студентов педнаправлений. Будут организованы педагогические мастерские, мастер-классы и лектории.\nПодробнее →\n▪️ Инклюзивное образование: опыт ИТМО в создании системы равных возможностей. Мастер-класс от экспертов Центра сопровождения инклюзивного образования в ИТМО.\nПодробнее →\n30 мая\n▪️Цифровые компетенции школьников: оценка и условия развития. Открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию. На материале исследований среди учеников 7–8-х классов расскажут, насколько у школьников сформированы цифровые компетенции, как они связаны с успехами в учёбе и личными характеристиками. Есть возможность участвовать очно или смотреть трансляцию.\n31 мая\n▪️Субъектность и механизмы самодетерминации. Лекция Дмитрия Леонтьева, доктора психологических наук, профессора, заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ. Организатор — Лаборатория субъектности МГПУ и Школы №734 имени А. Н. Тубельского. Мероприятие проводится в гибридном формате с возможностью очного участия.\nРегистрация →\n▪️Кем я хочу стать, когда вырасту: как психометрика помогает в выборе образования и карьеры. Лекция специалиста по психометрике Виталия Алтухова. Совместный лекторий Библиотеки имени Н. А. Некрасова и Института образования НИУ ВШЭ. Участие очное (в «Некрасовке» в Москве).\nРегистрация →\n▪️Как вовлекать студентов в предпринимательскую и проектную деятельность. Информационный вебинар, на котором эксперты расскажут о форматах, инструментах и сервисах для вовлечения студентов в предпринимательскую деятельность. Организатор — Pre.inc, команда, которая занимается развитием молодёжного предпринимательства в партнёрстве с Научным парком МГУ.\nРегистрация →\n1 июня\n▪️Как создавать востребованные образовательные продукты? Митап с Михаилом Свердловым, ex-CBDO Skypro, ex-директором по образовательному продукту и контенту Skyeng, зав. кафедрой в ИнОбр ВШЭ. Организатор — EdTech Hub Сколково. Регистрация →\n7 июня\n▪️Открытая лекция для психометриков «Разработка тестов в соответствии с законом 152-ФЗ». Организатор — магистерская программа Института образования НИУ ВШЭ «Обучение и оценивание как наука». \nРегистрация →\n13 июня\n▪️Образовательная урбанистика как направление в педагогике и исследованиях образования. Круглый стол Института образования НИУ ВШЭ с участием сотрудников Лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ. \nРегистрация →\n15 июня\n▪️Презентация результатов исследования рынка корпоративного обучения, которое сообщество Digital Learning провело совместно с «Эквио» в мае 2023 года. \nРегистрация →\n23–24 июня\n▪️В Тамбове пройдёт финал I Всероссийского конкурса — олимпиады «Таланты умного города». У конкурса есть деловая программа — там будут, в частности, обсуждать Концепцию развития допобразования детей и информационные технологии в образовании. Для представителей организаций, подведомственных федеральным и региональных органам власти, органам МСУ, а также представителей НКО, участие бесплатное. \nРегистрация →
А вот и наша традиционная подборка подкастов и видеозаписей мероприятий для «образованцев». Конечно, с учётом начавшегося сезона ЕГЭ много говорили о нём — но не только. Ещё — про образовательные игры, технологии и цифровизацию (очень любопытно!), метрики и перспективы инвестиций в частное образование.\nСмотреть подборку →\n#подборки
📣 На что ещё подписаться, чтобы расширить свой кругозор в современных отраслях?\nРекомендуем наших коллег из Skillbox Media 👌🏻\nМы собрали папку каналов по направлениям: образование, дизайн, код, диджитал и геймдев.\nКак подписаться на всё:\n1. Убедитесь, что обновили Telegram до последней версии, — иначе не получится.\n2. Нажмите на ссылку: https://t.me/addlist/mDG44rfXR544MWRi.\n3. Добавьте все каналы одной кнопкой.\nГотово! Теперь вы ежедневно получаете полезные советы, экспертные разборы и самые свежие новости из всех диджитал-областей 👌🏻
Май — это не только много дней отдыха и шашлыки на природе, но и полезные мероприятия для профессионалов! 🤓 По традиции собрали те, которые пройдут онлайн и с бесплатным участием:\n11 мая\n▪️ «Как психометрика проверяет психологические теории на прочность?» Открытая лекция Дениса Федерякина (Университет Майнца). Организатор — Институт образования НИУ ВШЭ.\nПодробнее →\n▪️ «Как использовать искусственный интеллект в обучении». Вебинар от Teachbase.\nПодробнее →\n12 мая\n▪️ «Формирование self и soft skills в ИОТ». Онлайн-митап от ИОТ-университета.\nПодробнее →\n15 мая\n▪️ «Под капотом». Разбор конкретных онлайн-курсов от разработчиков. Организатор — Digital Learning.\nПодробнее →\n16 мая\n▪️ «Как обучать эффективно с помощью образовательных игр». Вебинар с преподавателями Soft Skills Университета ИТМО.\nПодробнее →\n18 мая\n▪️ «Оценка эффективности обучения: от разговоров к делу». Онлайн-встреча сообщества Digital Learning с методологом Варварой Егоровой, CEO eLearning Center и автором канала «Живое обучение» Еленой Тихомировой, а также Александром Макаровым из Академии iSpring.\nПодробнее →\n23 мая\n▪️ «Конференция смыслов о трендах онлайн-образования». Там же состоится презентация «Вышки Онлайн» — онлайн-кампуса ВШЭ.\nПодробнее →