𒀯𒋦𒈧𒄩
Время козерога.
Разверзаются хляби небесные и пора стылая к венцу своему идет. Длинны ночи темные на земле и короток день небесный: вот, в глубинах мрачных, хладных вод рыбина могучая хвостом плеснет — солнце на небе в созвездие Сухур-машу зайдет.
Так со времен середины второго тысячелетия до нашей эры появляется в Междуречье образ рыбы-козы, что сопровождает премудрого #Энки, властителя #абзу бездонной.
В потоках вод дней древних мелькнут сребром чешуи те абгаллу премудрые, чьи имена людские, давно уже с богом премудрости связаны, но всё же дивен мне облик рыбы-козы, что россыпью звезд в ночных небесах воссиял: откуда же взяться ему?
И мнится мне здесь, что коза тут совсем не причем: в имени том козерожьем есть знак “МАШ” (𒈧) и вправду он значит “козел”, но также собой означает он и жертву, что принесут на алтарь.
Именем же написанием схожим (𒀊𒋦 аб-сухур, 𒋦𒄩 сухур, 𒋦𒄩𒃲 сухур-галь или 𒊺𒋦𒄩 ше-сухур), во времена Шумера былого, называли порою и карпов различных, что полнили реки собою. И с дней незапамятных в #храм , что в #Эриду, на жертвенный стол был именно карп восположен обычно
𒍪𒀊
Во глубине бездонных вод.
Со времен незапамятных, темных, придание шумерское дошло о богоборчестве сил первоначальных, что на заре времен случилось. И слились воедино однажды воды соленые утробы праматери со струями мощными, отчими, пресными и породили то, что их и погубит потом. #Намму или Тиамат — звались те соленые волны и их разбавлял пресноводный Абзу океан. Вот, смута и содрогнулись устои былого: на части разорвана Матерь богов и влагою пречистых вод истекает навечно поверженный всевеликий #Абзу -исполин.
Не постичь, не понять величины той бездны покоренной, чье чрево обителью #Энки премудрого единоличным стало. И бьют по земле повсеместно ключами из недр тех струи сребристые, и тьмой упоительной, прохладною, колодцы зияют.
И от в #Эриду первохрама священного, что доброму богу премудрости был посвящен, по стране черноглавых при храмах помещались (неясные ныне) сосуды-купели, что также словом “абзу” звались.
Источник знаний сокровенных абзу: какая истина покоится на дне?
...
Священническое древнего Двуречья неотдельно от суеверного, от могучих пластов запретного и давно непонятного, но того, во что невозможно вступить. Неотдельно от священнослужебного во храмах почтенных исполнение треб мирских: изгнание хворей, злых духов губительных, окуривание ладаном да окропления дабы напасти и моры покинули больного и его дом: так уж устроен был мировоззрения свод. И трудно здесь отделить колдовство, ведовство от того, что исполняет священнослужительный пастырь.
Так в понимании нашем слово “абгал” (𒉣𒈨) есть жрец и мудрец; “гудуг-абзу” (𒄴𒈨𒍪𒀊) тоже, что жрец; “маш-маш” (𒈦𒈦) зло изгоняющий есть и колдун, но при этом и жрец; бывший пречистым, пресветлым “ишиб” (𒈨) также священник, колдун и заклинатель
и лишь постигший премудрое “ушзу” (𒅲𒍪) определенно не жрец
Во всём изложенном выше, пожалуй, нет ничего удивительного или необычного, но сквозь века видится мне неуклонно возрастающее гонение меняющегося в веках всё возрастающего численностью такого разноликого священства ремесленного на неизменно редких среди людей тех исключительных, кто дивен и чуден по природе могучей своей, но неповторим и от того неспособен встать в общественный строй
Размышления о проводниках и посредниках.
С древнейших времен знает человек о потустороннем, неведомом, опасном, влекущем и неизбежном, но изменны представления его сём и нуждается род людской в сведущих и достойных посредниках, взаимодействующих с миром тем. Сейчас на страничке моей рубеж тысячелетий второго и первого до нашей эры и, быть может, вопрос занимающий меня, сейчас уже или еще несвоевремен, всё же теперь задамся им я.
Глухою мглою сокрыта от нас глубь веков человеческих: их быта, их мира, их бытия. Но ведомо нам, что были времена, когда люди не знали ни богов, ни их храмов, но почитали духов и иные силы потустороннего, могучего и опасного. И, определенно, были времена, когда не возводилось ни капищ, ни изваяний великих, но настали дни однажды, когда из всех многосложностей мира вокруг людям уже ясно и чистое, и скверное; и исцеляющее и погубляющее; почитаемое и проклинаемое — кто же ведает это все в обществах человеческих малых?
Верно с давних времен как мамка дитю малому на ручку обожженную дует, как грудь захворавшему младенцу сует, и пошел обычай самым ведущим и самым старым из них становиться знахарками и ведьмами: и заговорят, и отворотят, и травы-коренья знают.
Но как бывает искусный в метании камня, в охоте непревзойденный, грибы лучше других сыскивающий, ваяющий, режущий и рисующий так, как не может никто из тысячи других, так есть и слышащий, видящий и постигающий несравненно лучше других. Мало иметь память, усердие и повторять, запоминать за старшим и наставляющим — важен дар.
Так с дней незапамятных в делах взаимодействий с бездонно-глубоким, чарующим, непостижимым выделялись “ремесленники” повседневного, что могли научиться и дивные, чудные люди, что на свет появлялись лишь только порой, которых назовем мы условно “шаманы”: их удел за грань непостижимого душой проникать. Не будем здесь говорить о научности ибо научное, постижимое, для каждых времен что-то свое — отмечу лишь то, что есть исключительное и есть обыкновенное, и лишь обыденное можно и должно вставить расчетной “должностной единицей”, но не исключительное, выпадающее в свой редкий раз.
Росли, усложнялись в быту и населенности общества людские во многих далеких веках и, несмотря на моры, непогоды и сотрясения мира, усложнялись миропредставления людские и вот уже высятся стены городов и храмов божеств их, и явились на свет новые требы людские и должно во храмах беспрестанно божествам воздавать.
Так, возникли те пречистые, почтительные и исполняющие изо дня в день священнослужения дней равноденствий и солнцестояний, дней полной и новой луны, обряды, молитвы и места в мире знающие: те, кого мы “жрецами” зовем.
Верно жрецами и жрицами становились и были и главы родов и городов — всех тех обществ больших и хозяйство сметливо ведущих, что так много имели насущных и нетленных забот. Но как часто, заведуя местом высоким, гнева небес и земли беспрестанно боясь, ты понимал, что есть слишком много на свете всего, за чем не уследить, не успеть, с чем не совладать?
Не каждая мать или бабка знахаркой будет, не каждый старейшина — жрец, но в обществе людном всяком всегда будут те, кто смогут сие день ото дня исполнять: важно лишь память иметь и усердие, и повторять, запоминать неустанно старательно за старшим и наставляющим в деле заклятий, молитв, соблюдений обрядов священных, травы-коренья, масла-порошки да средства иные впрок запасать.
Так в сложных обществах городов и окрестных полей да пастбищ складывались сословия священнослужительствующих и окормляющих — тех, кто на заре воздвижения стен первых храмов был, вероятно, лишь “ремесленником” в отсутствие одаренного, тем, кто не соперничал, но лишь дополнял и исполнял требы людские и обряды святые, но кто они такие в присутствии того, кто сам перейдет в мир иной, воспарит и вернется невредимым опять?
Новогоднее застолье.
Древнее Двуречье — обширная страна полей, пастбищ, садов и иных угодий. И много в ней городов и храмов, и тучны нивы, многочисленны стада и отары. Но это всегда была страна труда и горького пота и очень немногие здесь могли позволить себе изобилие и роскошь.
Так обыденная пища здесь: хлеб, финик, каша, рыба, зелень, лепёшки да пиво. Служащий за труды свои получал паёк, состоящий из нескольких мер зерна, растительного масла и пива. Мяса же на стол человек себе позволить не мог. Мясо (𒈠𒆷𒆪 "малаку") — пища богов: им оно воздавалось ежедневно.
И только в новогоднюю пору #черноголовые ели мясо. И тогда ломились столы от дозволенных себе яств, от сластей и от вина. И шумно радовались улицы и ликовали дворы. И так жили люди в годах, потуже затянув пояса, чтобы в известный срок снова на улице их был пир (𒁉𒌣𒀀 "кашдеа") , вино и застольные песни
𒀭𒅓𒁉
ИМИНА-БИ.
Семеро их.
Они не рождены, но создания всенебесного #Ану
— #Семеро их.
Семеро как одно среди бессчётных духов-асакку губительных.
Семеро безликих и безымянных — Семеро их.
В небесах они скопом сияют — Семеро их.
Содрогнулась внезапно земля — всюду они.
Они не мужчины не женщины и неизменны они.
Нет у них сердца и не слышат они мольб и взываний.
Нет в них ни зла ни сомнений, но не бездушны они.
Богом Всенебесным наделены знаком беды
и вершат то #Ме , коим владеют они.
Нет от них укрытья ибо повсюду они:
От бездн и пучин морских и до безвидных гор и пустынь — всюду Семеро их.
И в дыхании ветра, и во струях дождя, и во встречных на дальних дорогах прямых — всюду они.
В море и язвах, в несчатьях и боли, в препятствиях, в горе — в том их служба великая и право безмерное им вручены.
Семь богов в день самый короткий и мрачный явились на свет.
Семеро ходят, блуждают, ползут и плетут и власть в конце года сырого и мерзкого себе обретут.
Они завершают, сокрушают, вершают — в том их удел.
Чтобы им не попасться, не повстречаться, им не достаться —
Небесами их Семерых закляни! Закляни! Закляни!
Два начала.
Когда мы имеем ввиду древнее Междуречье послешумерского времени, то, чаще всего, представляем или Вавилон, или Ассирию. Именно вокруг названных двух начал, "мест силы", так или иначе, клубится, становится жизнь Двуречья на протяжении тысячелетия с XVIII по VII век до нашей эры.
Безусловно, по своему происхождению, по крови люди, населявшие долины двух Великих рек, всегда были различны: на юге — растворившиеся в общей среде потомки тех, кого мы называем шумерами, кочевых амореев-сутиев, касситов иных пришлых народов, севернее — остатки туземных жителей, #хурриты, опять же #амореи, другие горские и иноземные народы. Но вся эта разнородная среда спаявалась общепринятым аккадским языком, почтением к древнему прошлому, давшему представление о мироустройстве, письмо, города и орошаемые поля, почитание богов, медленно проворачивающееся, перемеливающееся неумолимыми жерновами времени.
Новое дыхание привносило арамейское поветрие, дикими самобытными плевлами, по-своему, засеивающее широкие земли Двуречья. Многочисленные #арамеи видели друг в друге скорее чужие роды и соперников в поиске места под солнцем, нежели какое-либо единство. Так, халдейские дома (𒆳𒆗𒁺 "калду" или 𒅗𒃻𒁺 "кашду"), основавшиеся в землях Надморья (#плавни у Персидского залива), весьма горделиво и самолюбиво поглядывали в верховья Рек, считая себя уже извечными законными хозяевами окрестных земель, достойными престола самого Вавилона.
Арамейская кровь разлилась и в жилах народов предгорной холмистой Ассирии, и здешние люди считали себя наследниками древних городов и обычаев, и полагали нижележащие земли естественными вотчинами своих почтенных предков.
В верховьях было несколько городов, сложившихся во единое целое и старшим среди них считался #Ашшур, но его владыки, извечно борящиеся за власть с его гражданами, порою, меняли местопребывание своего двора и от того столица переезжала в след за ними. Так, нам известны Кальху и иные города и, конечно, #Ниневия.
Когда есть престольный город — место сосредоточения славы и силы и есть сильный долгоправящий род, мысль граждан и мысль владык о святом покровителе, пожалуй, неизбежно переплетётся, опутается вокруг истово чтимого ими в веках.
Так, мир узнал о господе-Мардуке и его пресветлых именах, и так явился Ашшур-бог, чьим лишь верховным жрецом считались изначально правители Ассирии.
Но как величием со времён расчётливого #Хаммурапи наливался #Вавилон, посреди долины ровныя, так и имя его господа бога было вознесено-возвеличено до самых верхних небес. Столь много почтения и величия было вложено выдающимися душами и умами в сиё имя, что не было и не могло на том же небосводе появиться равнозначного ему.
От того Ашшур-бог не мог сравниться с ним, как бы не ревновали к имени его. Но всё же сложились в Ассирии сказания и о грехах Мардука в деяниях и свершениях его, и о истинном величие Ашшура (чье имя даже, порою, возводили к 𒀭𒊹 "АН.ШАР₂" — "всенебесный царь")
Но, всё же, многие и многие души и умы достойных и мыслящих людей Двуречья не могли не чувствовать общего родства всех черноголовых, какого града сыном он ни был, каких бы богов ни почитал бы выше других
𒅆𒂍𒉪
Вознесённого храма ступени.
Когда мы говорим "#храм древнего Двуречья" то перед нами сразу встаёт облик соразмерного ступенчатого святилища, своею главою возвышающийся в небо. Но далеко не сразу образ такой появился на земле.
Первый известный нам именно храм явился во священном первограде шумеров #Эриду, на пологой возвышенности над местом сочетания бренной земли и солёного моря, жадно вбиравшего в себя воды речные. Там, с начала шестого тысячелетия до нашей эры стали людьми возводиться стены храмины простой, односложной в своих очертаниях, о которых лишь можно сказать, что спустя тысячелетие в них свершались богослужения и приношение жертв (каков же был смысл у них изначально — судить невозможно, т.к. следы от первых строений остались слишком скудны).
Скромные, утлые первые стены ветшали и на их месте новые возводились и не было свято место пустым никогда. Так, во временах переменчивых, снова, снова и снова высились стены храма святого, что становился всё больше и величавее с каждым очередным поновлением стен кирпичных, сырцовых.
Мир менялся: и земля, и небеса — ничто не остаётся прежним в днях и веках, и вот уже величественные божие храмы высятся и в иных городах Междуречия древнего. Не известно нам сколь-нибудь достоверно каким богиням или богам посвящались храмы IV-го тысячелетия д.н.э., но городские святилища высоко уже возносятся над другими домами, дворцами, строениями стоя на премногих останках предыдущих святилищ, что образуют собою курганы и насыпи очертаний весьма произвольных.
Соразмерность же оснований храмов святых стала всё больше сочетаться со строением самим только века с XXVII-го д.н.э.
Божественный храм — гордое сердце городов древнего мира и невозможно представить себе жизнь черноголовых без священнослужений премногих в круг замыкающих времени ход. И зачем нужны улицы если к храму они не ведут?
Ступенями стройными, соединяя землю саму и #небеса, высятся очертания подлунного храма города #Ур, где власть мерно изливается и струится по миру из рук пресветлых владык — вот вам образчик святилища, соразмерного со своими тремя основаниями. Так с XXI века д.н.э. миру является образ того храма, что веками несколькими позже назовут по-аккадски "#зиккурат" (𒍣𒆪𒊏𒌈 ( зи-ку₂-ра-тум ) или же как в заглавии парою хитрых знаков шумерских У₆.НИР).
Не бывает свято место пусто и всегда возводились храмы на месте и прежде священном и чистом, из великого множества простых сырцовых кирпичей и лишь снаружи облицовывались кирпичом обожженным. Храмы — домы божеств и живого поклонения и нет здесь места ни пустотам, ни мёртвым: сплошны, беспросветны под ними все толщи до самой матёрой земли.
И не было города в стране Междуречья, который не оберегал бы #бог_покровитель его. И во множестве строились и поновлялись храмы, но далеко не каждый из них зиккуратом величавым являлся, что в позднее время и в Вавилоне, и в Ассирии, и в Эламе возвышались, покоясь и на пяти широкоступенчатых основаниях, порою.
Веками многими высились соборные храмы Междуречья древнего, вдаль свысока обозревая равнины плоские: так и ближе до неба, и подальше от половодий, и издали видно обиталище господствующего над местом своим
𒌚𒃶
Арах кислиму.
В невозможно древнем III тысячелетии сию пору называли иначе: "месяц выхода отцов" (𒌗𒀊𒁀𒌓𒁺 итуд АБ.БА.Э₃). Пращуры выбирались из мрачной и безысходной преисподней и их следовало кормить и почитать...
Пора низкого серого беспросветного неба, коротких дней, чавкающей грязи и проливных дождей. Скоро из небытия вырвутся и все #Семеро моровых губителей-исчадий. Берегитесь лихорадиц, огневиц, ломатиц и знобиц! — все они будут проползать, проникать, овладевать...
Полнятся и разбухают стылыми бурыми водами #Великие_реки бескрайних равнин и горе селениям и городам, что в годы разрух и запустений стоят на низких берегах нечищеных арыков и каналов!
"Если долго сидеть на берегу реки, то можно увидеть как мимо проплывёт труп твоего врага". — Здесь такое возможно. При условии, что ваше селение расположено ниже по течению, а бурые валы размыли кладбище и поволокли всё то, что им досталось к морю Нижнему...
𒄑𒃶
Премногие века в древнем Междуречье взирали по ночам в небеса. И отмечалось многое, и нарекалось зримое, и запечатлевалось важное. Отмечая пути звезд — отары, что пасет синебородый #Син — звездочеты к концу II тыс. д.н.э. видели на небесной тверди 66 созвездий и прослеживали через восемнадцать стоянок в них путь челна луноликого бога, а весь же небосвод разделяли на путь по южному краю, что премудрому #Эа принадлежит, северный — коим #Эллиль повелевал и срединный из них, над коим всенебесного #Ану пролегала стезя.
И создавались перечни звезд, и отмечались знамения, и вычислялись явления их. На основании прежних скрижалей создавались новые, совершенные. Так явлены скрижали по первым словам МУЛ.АПИН (𒀯𒀳) нареченные, будут и дальше труды звездочетов о небе высоком на бренной глине в веках запечатлевать.
Как просто и явно по созвездиям видным путь извечный луны, проследив, записать,
но сколь будет сложнее солнечный круг ежегодный в небесах начертать
Aetas Aenea
exitio
Не вырастает леса в пустыне, да и травами подернется одна лишь порою. Не поднимется лес и в степи — если лишь только не сменятся погоды и не станут просторы обширные умащаться дождями из года в год месяцами. Но и в туманных долинах, под небесами полными дождей взрастут древа высокие совсем не сразу: сперва буйно раздастся разнотравье обильное, здесь и там шапками зазеленеют мхи и тут, и тут вырастут кусты, что листвою своей и ветвями будут пичугам поющим давать приют. И лишь после будут там, там и тут ввысь тянуть свои стволы деревья, отбрасывая длинные тени закатные, все плотнее в годах и веках смыкая свои шатры, что заслонят пустынный когда-то окоем просторов дальних.
И если мы найдем в лесу самую его настоящую средину: прекрасную и высотой и толщей древних стволов, разнообразием благородных пород, то нужно понимать, что до дальних опушек и кромок лестных будут чаще встречаться нам места победнее, пожиже и поскромней.
Так и человеческие общества высокие не проще, чем лес: чтобы возвысились города — нужны условия и время. Чтобы возвеличились людные державы — должно густо и многоцветно обществам и родам человеческим разрастись здесь и там на обширных и дальних просторах.
И будут величием тут, там и здесь ширить пределы государства средины людской: с гордыми городами и высокими храмами, с вельможами и купцами, с письмом что для учета и восхваления нужно, но как же далеко раскинутся пашни и пастбища и сколько за ними будет еще человеческих мест, что не узрить с самых высоких престолов достославных держав!
Вот, на дальних промозглых морских берегах моря того, что позже наречется Балтийским вновь из сетей извлекают сребристую сельдь. И прыснули девушки смехом в корзины собирая ее. Вот, два быка провезли за собою воз, тяжким груженный, и взглядом задумчивым то провожает купец, что в дальние южные страны отправит товар драгоценный на длинных ладьях. То будет янтарь: здесь повсеместный, но в дальнем Египте он с золотом будет в цене наравне.
Так с дальних, заокраинных берегов за морями-лесами и горами лежащими тянутся торговые стези через земли то дикие, то людом скромным населенные, то через топи, то реками длинными, водными, что полнятся множеством челноков и ладьей, везущих добро и тех молодцов, что грозно блистают бронзой оружия, товар драгоценный сопровождая в пути. И везут сюда злато и шерсть, здесь тускло сверкает олово в чушках, там тюками лежит шерсть, тут отправляют племенных жеребцов
Увязаны дальние земли путями купцов
Но если грянет гром в пору сухую и молния, слепя, сверкнет то здесь, то там над лесом изнывающим давно от жажды — то жадно вдруг запылает пламя и с окраин даже дальних пожар достигнет и средин: губя, сжирая, оставляя только пепел...
Вот, век тринадцатый до нашей эры и в битве упоительной сошлись Египта царь и владыка хеттов, и с треском колесницы многие столкнулись под городом Кадеш. К исходу век идет и, вот, #Тукульти_Нинурта в Ассирии правит и град-#Вавилон огню он предает.
И словно гром глухой сотряс небеса, и в пору ту тревожную сойдутся рати многие на дальних берегах змеящейся реки, несущей воды хладные к янтарным Балтики пескам. Тысячи воинов, тысячи копий и стрел. Одни — отстоять, иные — отнять. И яростным криком в широкой долине будут тесниться стеной на стену у переправы широкой воины крепкие, бойцы молодые, копьем ударяя, пуская стрелу. И сотни, и сотни стрел будут градом осыпаться, впиваясь глубоко кремневым, костяным и бронзовым острием.
И что-то изменится в мире широком уже навсегда.
Верно, так хворь моровая проходит над ослабшими в пору ненастную — поражая, забирая, жизни без счета губя. Словно почуяли слабость мира могущие и желавшие взять то, что прежде лишь остерегали в пути. И словно лопнуло что-то и проломилась где-то земля и хлынули буйные народы знающие пути и ратное дело, ладьи свои вперед стремя.
И годы, и десятилетия в веках будут порывами, токами бурными вторгаться, словно из ниоткуда, новые народы и племена несущие с собою разрушения в мир, однажды утративший цельность свою.
И скажут однажды: так сгинул бронзовый век
𒆠
Знак выразительный есть клинописный, что просто нельзя стороной обойти.
КИ – по-шумерски – значит #Земля
или земля, что под мотыгой плодородна или бесплодна.
Или значит сие место на бренной земле, будь то участок или страна,
иль же то – преисподняя, великая, мрачная, что в недрах земли заключена
Звук слоговой знаком тем на письме запечатлеют или “ки” или “ке” или, быть может, “ци” или “ги”
𒀯𒉺𒉋𒊕
Приближается зимняя точка солнцестояния, которая в настоящее время совпадает с созвездием Стрелец...
Всем нам известно, что мы живём на Земле, вращающейся вокруг звезды по имени #Солнце. Наша #звезда — желтый карлик, который, в свою очередь, болтается где-то там, на отшибе одного из рукавов галактики Млечный путь. Наша Галактика — спиралевидная. И также имеет свою серёдку, вокруг которой и обращается наше ясно-Солнышко. Но середина галактики — это сосредоточение огромного количества крупных звёзд. Это также потоки мощнейших излучений и прочего, скажете вы. "От чего же мы не видим ослепительно яркого сияния в ночи?" — можете вопросить также вы. Но всё дело в том, что наше захолустье отделяется от блистательной сердцевины густой хмарью космической пыли, закрывающей от наблюдений галактическое ядро, которое полностью поглощают исходящее оттуда видимое излучение.
Вплоть до конца 60-х годов прошлого века не существовало действенных приборов для изучения срединных областей Галактики. И только в совсем недавнее время учёные смогли преодолеть завесы мрака и человеку предстало сердце Млечного пути. Открылись множества шаровых скоплений, а также тёмных и светлых туманностей.
Здесь же выявлены несколько ярких источников, один из которых (Стрелец A со звездочкой), как считается, является сверхмассивной чёрной дырой в центре нашей Галактики, удалённый от нас примерно на 30 000 световых лет.
Само название зодиакального созвездия Стрелец по-шумерски записывалось как ПА.БИЛ.САГ. #Пабилсаг был мужем богини врачевания Нинисины (или Нинкаррак), впоследствии Гулы, и сам считался богом, связанным с лекарским искусством. Изначально, во времена третьего тысячелетия до нашей эры, сему древнему богу, поклонялись во граде Лараг и #Исин. Позже имя его превозносит гордый #Лагаш и вышестоящая Умма, #Гирсу и срединный #Ниппур, где каждый раз богу сему придавали чуть иные черты. Вот, он славен во граде #Ашшур, вот имя его воспел #Вавилон.
Умирали за премногие века старики, ветшали города, стирались прежние предания и стал Пабилсаг в различных местах отождествляться то с Асаллухи врачующим и изгоняющим тёмные силы, то с могучим воителем по имени #Нинурта, то с мрачным богом Подземного мира, чье имя #Нергал, что в Ниппурском календаре считался главной силой девятого месяца (ноябрь — декабрь), когда восходит созвездие то. И почитался Пабилсаг то судьею, то стражем узилищ, то землемеров пределы утверждающие и межи покровителем
И тысячи лет скачет по темному небу лучник могучий, с хвостом скорпиона и тугой тетивой, что целую вечность метит во мрак своею стрелой
Он явится в пути, когда упал и не подняться. Когда тяжек груз и не дойти.
Чужд ли его язык, облик или его вера — не важно: просто он не пройдёт мимо, но молча подставит плечо
𒀭𒀝
Прорицающий.
Среди сонма богов древнего Междуречия был Набу, одним из самых младых и не дошло о нём преданий особых.
"Набу" — аккадское имя и, пожалуй, и на иных семитских языках угадывается значение его.
#Набу — имя пророчащее, вещающее сокровенное и совсем не даром то: ведь, именно сей бог, чей отец сам господь #Мардук, являлся покровителем пишущих и постигающих, оказался последним хранителем #Скрижали_судьбы и от того мог бы называться "вестником богов", читая и запечатлевая предначертанное им в строках лазуритового писания.
И будет почитаться Набу в ассирийских городах Кальху и #Ниневия, но главным же местом его поклонения являлся город-спутник Вавилона — #Борсиппа, в коем был ему посвящён высокий храм извечности Эзида (𒂍𒍣𒁕); и часто бывал сын господа Мардука в отчем Вавилоне, куда его изваяние возилось на священной ладье для участия в ежегодных обрядовых шествиях.
Медленно, нехотя, но неизбежно уходило время старых богов и тускли их светлые имена. И скоро уже мало кто вспомнит, кто такая Нисаба и песками засыпается древний #храм #Энки в первограде #Эриду, а на подлунный небосвод всё выше и выше поднималась стремительная звезда бога Набу, и ближе всех к Солнцу будет на небе она
𒂊𒉡𒈠𒂊𒇺
"Когда наверху..."
#Междуречье — протяжённая страна многих древних городов. Текут #Великие_реки, смываются воды, ветры на небесах гонят изменчивые тучи, сменяются дни, месяцы, годы, века — ничто не вечно на земле. Возник город, возвеличилось место — воссиял его #бог_покровитель, воссияла его звезда в Небесах. Но дряхлеют владыки, рушатся заскорузлые стены — тускнеет, угасает #звезда.
Сколь много имен, деяний и их благоволителей сменилось за тысячелетия! — а память людская неверна. И ревностно возвышает глас старейшина града древнего: "так это было! и боги наши тому свидетели!" — но несогласен с ним жрец храма места другого и негодующий перст тычет в старинную скрижаль, что утверждает иное: "наш бог свершил сие, а о вашем здесь ни черты!"
Сколько городов — столько и мнений. Громогласен голос живого и сильного, что возразит ему сейчас уже слабый? — взовёт лишь к запечатленному слову.
Стены вавилонские не самые древние и не извечен бог его — #Мардук, но как высоко взошла его звезда со дней премудрого #Хаммурапи! Велик священный град, но всё же он лишь город среди иных городов и изменчивы были над ним небеса — что могут его владыки и покровители? — всё? — нет, не всё. И будут в иных городах от моря Верхнего и до моря Нижнего помнить и чтить своих богов, и свидетельствуют об их славе слова запечатленные в глине, что бережно хранятся во многих местах по стране. Но желающий утвердить высокое имя изыщет верный способ.
И, вот, легли на глину слова:
"э-ну-ма э-лиш
на-бу-у ша-ма-му
шап-лиш ам-ма-тум
шу-ма ла зак-рат..."
— и вьётся повествование о небытии и безвременье, о первосилах начала времён, о первых давно забытых богах, о вышедших позже. О явившемся зле и о последующем. О рождении Мардука, о совете богов и о битве его с праматерью #Тиамат. О #Скрижали_судьбы, о великой победе змееборца-бога младого, о сотворении им мира и об установлении вселенских порядков. И возвеличается могучий и мудрый господь-Мардук пятьюдесятью именами светлыми наречённый, что прежде неотрывно связаны были с образами иными...
Так были начертаны семь скрижалей, и был потеснён старый господь духов и богов #Энлиль и сиятельный его сын #Нинурта вознесённым превыше господом-Мардуком. Сложно, витиевато и вовсе не гладко было собрано воедино всё прежде противоречивое и не могущее быть цельным. Видно, не за раз вершилось писание сие многосложное и много-премного увязок и заумных узлов пришлось провести-намотать-навязать его составителям, чтобы однажды увязать всё древнее, создать союз небывалого прежде.
Верно, такое писание было явлено в веке XII д.н.э., во дни царствования владык второго иссинского рода, самым выдающимся и которых был #Набу_кудурри_уцур.
"#Энума_элиш..."
𒀭𒀝𒆪𒂉𒊑𒋀
Набу-кудурри-уцур. Первый.
О власти эламских царей осталась черная память в разорённом Вавилоне. Жестка пята попирающего. Тяжко ярмо покорённому. В прошлое кануло могущество имени #касситы. Снова возвысился #Исин и имя его властителей услыхало всё Междуречье. Сперва один его князь, а затем и его сын, объявили себя царём Вавилона и, пользуясь войнами, что вёл #Элам с Ассирией, пытались утвердить свою власть и на всю страну. И полнилась казна царская златом и серебром, но разбивали их эламские владыки, и обрывались их судьбы. И третий властитель исинский восшёл на вавилонский престол, и отвоевал у Ассирии священное изваяние господа-Мардука всевавилонского, но и он пал от мышцы сильной Элама.
И тогда явился он: тот, кто смог иным невозможное.
Кем нужно быть в душе, чтобы, помня о горькой участи отца и праотцов, невзирая на свои поражения, всё равно идти и идти на могучего врага? #Набу_кудурри_уцур познал много поражений и бед, стремясь быть достойным своей царской судьбы, и много раз опускались у него руки, но всё же он упрямо вершил свою судьбу, подымаясь снова и снова. И не была его власть во граде #Вавилон тверда и незыблема ибо много было богатых и влиятельных родов и семей и от того приходилось ему вести тонкую игру в делах взаимоотношений, как с сильными из них, так и с высокими храмами, раздавая наделы земель и укрепляя их права.
И отворачивались высокие боги от царя, и падало наземь оружие из рук его воинов, познавал #Набу-кудурри-уцур отчаяние перед неизбежным концом, но всё же он снова вставал и подымал свою голову, веря в правоту своих дел.
И, вот, лишь блеснула не небосводе звезда удачи вавилонского царя, как он взошёл в колесницу свою и повёл снова свои полки на восток, влекомый западным ветром. Губительный жар пустыни валил лошадей и изнывали воины его от жажды, но, вот, показалась впереди земля Элама и речная долина его, и вышел на встречу ему грозный царь во главе своих полков, и завязалась жестокая сеча на брегах реки Улай, и солнце сокрылось в высокоподнятой пыли многих колесниц.
И пал царь Элама Хутелутуш-Иншушинак, и войско его рассеяно было, и открылась дорога на блистающие царственные Сузы, и устремились воины Набу-кудурри-уцура вперёд. И познал царственный град долю боли и разорения.
Набу-кудурри-уцур возвратил с богатой добычей, уведённое прежде в плен изваяние господа-бога вавилонского и встречали его дома с неистовым восторгом и ликованием, и имя его возвысилось на века, как покорителя Элама, что надломил свой хребет.
Много еще после походов свершал великий царь вавилонский Набу-кудурри-уцур против диких племен на севере и юге, и воевал он успешно по всем четырем сторонам света, но не стихал поднявшийся западный ветер и неумолимо гнал и гнал он новые времена...
𒋢𒌦𒆠𒅅 𒀭𒍝𒀭 𒋗𒋗𒌦𒋡
Царь Аншана и Суз.
Сравнительно скупы дошедшие до нас строки повествований об Эламе, быте его народа и деяниях его владык.
Древний #Элам знал множество времён подъёма и упадка и жизнь этой высокой страны всегда протекала в тесной связи с соседним Двуречьем. Не мало войн, разорительных походов и годов иноземного владычества испытал он на себе, но и сам никогда не оставался в долгу.
К XII веку д.н.э. Элам, оправившийся от потрясений, вызванных вторжениями полков сиятельного царя #Тукульти_Нинурта, являлся могучей державой развитого ремесла, сложного строительства и восхитительных ваятелей, в которой возвышались шумные города и горделивые храмы его светлых богов. Именно в те годы его земли породили своего самого выдающегося владыку — #Шутрук_Наххунте (𒋗𒌓𒊒𒊌𒀭𒈛𒄷𒌦𒋼).
Его отец основал новый правящий род и о нём почти не дошло упоминаний, но, так или иначе, его сын рос любознательным и образованным наследником, стремящимся к постижению прекрасного и жадно вбирающим те качества, что достойны великого правителя.
Шутрук-Наххунте посвятил много сил строительству и обновлению прежних, ветхих храмов, оставляя на множестве кирпичей оттиски своего имени. Забота о восстановлении памяти прежних времён и увековечении славы павших не оставляла его дум. Но особое же место в его жизни занимало собирание древних памятников и прекрасных изваяний.
Вот, укрепив державную власть во всём Эламе, Шутрук-Наххунте обратил свой проницательный взор за широкую страну Междуречья и совершил тщательно продуманные, победоносные походы в его земли. Стремительному удару его войск покорился #Вавилон и дальнейшие боевые действия на Дур-Куригальзу, Упи, Сиппар он предпринимал уже из сего царственного города.
Царь захватил богатую добычу золотом и серебром, и главное место среди неё заняли древние памятники, резные величественные плиты и столпы могучих царей аккадских, многомудрого #Хаммурапи...
Шутрук-Наххунте старательно опустошил сокровищницы дворцов и храмов городов Двуречья и, оставив в Вавилоне своего сына наместником, отправился с добычей в родной Элам. Царь повелел на добытых изваяниях и плитах, устанавливая явленную ему справедливость, высечь строки о возвеличивании богов Элама от своего имени.
Так, в частности, был заново надписан тысячелетний победный камень Нарам-Суэна и были стёрты несколько столбцов с черного диоритового столпа с законами Хаммурапи. Но что же именно желал там запечатлеть Шутрук-Наххунте, так и останется тайной, ибо великий царь Элама неожиданно умер, и вычищенные столбцы на гладком и холодном камне так и остались навечно пустыми.
Быть может не стоило пренебрегать проклятиями, что призывались на царя, "стёршего начертанное, написавшего свое имя или же из-за этих проклятий подучившего другого сделать это — пусть великий #Ан, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский свет, пусть он сломает его жезл, пусть он проклянет его судьбу" ?
К двенадцатому веку до нашей эры возвеличивает свою мышцу высокий и гордый разноликий #Элам, растет в могуществе #Ассирия, но касситский #Вавилон пребывает в часах смут. Восходит в Хаттусе на престол царь державы хеттов Суппилулиума (𒋗𒌒𒁉𒇻𒇷𒌝𒀸) Второй — но известно кому, что вершится последний раз, чему ж повторяться еще вновь и вновь?
#Тем_временем, на брегах далеких и древних проливов высятся стены, коим суждено будет пасть. И полнятся волны морские многими кораблями, что взмахами дружными весел тяжелых настырно движутся вперед и вперед. И рухнут в году 1184 д.н.э. стены града великого Трои, и ветры времен продолжат и дальше наполнять паруса кораблей несущих с собой дух разрушенья былого и неясных для всех перемен
𒌨𒊕
Как только во дни минувшие не называли воинов, верных слуг ратного труда.
И людьми оружия, и железа людьми называли их. Звали их также и пёсьими главами — что по-шумерски "ур сан"
𒀀𒆷𒀝𒊭𒀭𒁺𒍑
А-ля-ак-ша-ан-ду-уш.
Алаксандус — так еще в начале XIII д.н.э. было запечатлено имя князя града Вилуса, что располагался далеко на западе от престольной Хаттусы.
218
0Subscribers
0 today 0 month
chart_subscribers_fallback
channel_popular_in_channel_title
Новогоднее застолье.
Древнее Двуречье — обширная страна полей, пастбищ, садов и иных угодий. И много в ней городов и храмов, и тучны нивы, многочисленны стада и отары. Но это всегда была страна труда и горького пота и очень немногие здесь могли позволить себе изобилие и роскошь.
Так обыденная пища здесь: хлеб, финик, каша, рыба, зелень, лепёшки да пиво. Служащий за труды свои получал паёк, состоящий из нескольких мер зерна, растительного масла и пива. Мяса же на стол человек себе позволить не мог. Мясо (𒈠𒆷𒆪 "малаку") — пища богов: им оно воздавалось ежедневно.
И только в новогоднюю пору #черноголовые ели мясо. И тогда ломились столы от дозволенных себе яств, от сластей и от вина. И шумно радовались улицы и ликовали дворы. И так жили люди в годах, потуже затянув пояса, чтобы в известный срок снова на улице их был пир (𒁉𒌣𒀀 "кашдеа") , вино и застольные песни
764
11 months ago
𒌷𒈬𒍑
Наследник Царя истинного.
Хочешь владеть Страной — возьми её города. Взять #город значит покорить сердца его граждан. Ведь, общее биение сердец граждан — думающих, стремящиеся, любящих, молящиеся, ненавидящих, готовых терпеть и превознемогать — порождает жизненесущий ток той силы, что питает, наполняет собою Страну. Нет силы, жизни в теле, если сердце стучит с перебоями, если не единят его жизненный ток жилы и вены в себе сообща.
Горе и беду несёт тот, кто не подчинил, не обольстил, не подкупил сердца, но способен лишь сжать сердца неподатливые, вырвать их из живой груди!..
Всюду от моря Верхнего моря до моря Нижнего с нетерпением ждали смерти старого Шаррукина — царя битв. Ждали и в покорённых городах, и в гордых горах, и в широких степях, и в престольном дворце: ждали и враги его, и его дети. Едва властелин вселенной скончался, как новым владыкой назвал себя Римуш — младший из сыновей.
Алкал #Римуш власти. Но, мог ли сын Царя истинного взять что-либо и владеть, кроме как силой?
Еще при жизни старого Шаррукина держава его оказалась объята восстаниями и неповиновениями. С его же долгожданной кончиной и восшествием сына его на аккадский престол, против стольного града поднялись все покоренные земли.
Восставали ли посаженные градоначальники-энси в городах Шумера именно против Римуша, или то была всколыхнувшаяся подавленная воля граждан древних твердынь, или голодные это были бунты, но Римуш, не мешкая, жестко и люто подавил смуты в городах Шумера.
#Ур, #Умма, #Лагаш, #Адаб потонули в потоках багряной крови, что пролили вошедшие с боем полки царя Аккада. Плач и стенания охватили покоренные им Дер и Казаллу. Царь #Аккаде перебил беспощадно более пятидесяти тысяч поднявших восстание, тьмы народа в рабство отдав и изгнав из своих городов.
На третий год владычества своего направил самовластный Римуш полки на Восток: вновь #Элам замирять — в поход, к дальним пределам его, и в союзе с восточным соседом снова добычу и славу кровавую себе он добыл.
Нетерпящий неповиновений царь Римуш походами ходил и на Запад, и Север державы своей, где также навязывал волю свою. Вот, снова владыка Аккада державу от моря до моря руками своими обуздал, обильно землю кровью питая. И славил владыка великих богов, в храмы священные их принося подношения щедрые.
Но гордый владыка пожинал, где не сеял, и тем ропот порождал и в окружении своём. И был заговор против самовластия Римуша: увесистыми печатями-катушками своими вельможи Аккада насмерть однажды в царских палатах закидали владыку-царя. Так было запечатлено окончание царства Римуша, и власть перешла брату к старшему его — #Маништуcу.
679
2 years ago
𒀀𒃼
Был город, который стоял на холме,
тот город, что был стар и был молод,
тот город, что стоял на пурпурной земле
у самого синего моря.
И имя цветущему граду сему
в веках прослыло Угаритом...
Пять тысяч лет у изменчивого нравом и ликом Средиземного моря разрастался, жил, усыхал и вновь возвышался город, чья слава распространялась до самого юга ханаанского побережья. Город возвеличивался храмами своих богов, опоясывался стенами, разговаривал на различных языках и признавал власть разных владык. И лилось здесь вино сладкое и масло оливковое, и отсыпалось зерно хлебное и фиги зрелые и финики сладкие, и рубились стволы кедровые неохватные и менялось всё на серебро чистое, медь звонкую и злато яркое.
И приходили в Угарит и севера, и с юга и с востока, и правили свои ладьи, приплывающие с запада. Многое вместил, сроднил и не поделил широкий город. Рассудительные угаритские владыки признавали и ту власть, что устанавливали и #амореи, и египтяне, и #хетты. И звучала тут речь и аморейская, и хеттская, и египетская, и аккадская, но всё же господствовал здесь язык западных семитов, что разумели и в Урушалиме (𒌑𒊒𒊓𒅆𒆠), и в Тире (𒋗𒊒 Цурру), и в Библе (𒁺𒆷 Гебал).
И познав многое и ища удобное, местные мудрецы в XV в.д.н.э. создадут #письмо с виду клинописное, но буквенное по сути и всего лишь из тридцати знаков состоящее и было то новое и небывалое прежде в деле запечатления слова. И сложатся строки о великом и премудром #ДанниИлу, муже рапаитском, молва о котором широко распространится в землях ханаанских.
И знали в земле угаритской богов старых и молодых. И почитали здесь царя и Творца творения Илу, чья воля была над иными, восседающими на совете богов (элохим), и были жёны у царя богов, породившие ему сыновей. И восславлялся могучий Ба'лу, громогласный гласом, что восседал в облаках плывущих над холмами и полями. И воспевали волоокую Анату своенравную. И славили Йаву, и Котару–ва–Хасису пригожего-и-умелого, и Астарту блистательную, и Шапашу солнцеликую, и Муту губителя, и богов прожорливых и разрушающих, и иных богов и богинь, коие ссорились, бранились, умышляли друг против друга и несть числа им.
Но рухнут за морем гулко устои и самовольные силы вздымутся, и над далёкою гладью морской однажды чужие паруса забелеют.
Родная земля, где поля и сады,
багряною кровью полита.
Охвачен огнём Угарит дорогой
и стены и слава на веки уж срыты...
Великие потрясения конца Бронзового века приведут в движение многие народы, среди которых шумной волною явятся т.н. "Народы моря". И падут во прах многие царства и навсегда пресекутся сложная и упорядоченная жизнь многих стран и народов, и не минует такая судьба стороной Угарит, прекративший свою долгую жизнь в конце XIII века до нашей эры...
414
1 year ago
𒀭𒅓𒁉
ИМИНА-БИ.
Семеро их.
Они не рождены, но создания всенебесного #Ану
— #Семеро их.
Семеро как одно среди бессчётных духов-асакку губительных.
Семеро безликих и безымянных — Семеро их.
В небесах они скопом сияют — Семеро их.
Содрогнулась внезапно земля — всюду они.
Они не мужчины не женщины и неизменны они.
Нет у них сердца и не слышат они мольб и взываний.
Нет в них ни зла ни сомнений, но не бездушны они.
Богом Всенебесным наделены знаком беды
и вершат то #Ме , коим владеют они.
Нет от них укрытья ибо повсюду они:
От бездн и пучин морских и до безвидных гор и пустынь — всюду Семеро их.
И в дыхании ветра, и во струях дождя, и во встречных на дальних дорогах прямых — всюду они.
В море и язвах, в несчатьях и боли, в препятствиях, в горе — в том их служба великая и право безмерное им вручены.
Семь богов в день самый короткий и мрачный явились на свет.
Семеро ходят, блуждают, ползут и плетут и власть в конце года сырого и мерзкого себе обретут.
Они завершают, сокрушают, вершают — в том их удел.
Чтобы им не попасться, не повстречаться, им не достаться —
Небесами их Семерых закляни! Закляни! Закляни!
408
1 year ago
Намдугса
Клинописью слово "дружба" записывается знаками:
НАМ — "судьба"; ДУГ₃ — "быть добрым, сладким, свежим"; СА — "связка, пучок"
380
1 year ago
𒀯𒄈𒋰
Под знаком Скорпиона.
Не прилажены намертво #небеса над землёю, но ровно и бесшумно скользят по-над нею в своём извечном движении, меняясь солнцами, лунами, звёздными станами. Но если смену солнца и месяца человек отмечал всегда, то ход круговращений созвездий ему стал запечатлеваться лишь с III тысячелетия до нашей эры.
Перемена времён года — засушливой и жаркой на сырую и стылую пору — всегда была знаковым событием. И явственным сопровождающим знаком таковой перемены, когда день шёл на убыль, было созвездие Скорпиона.
МУЛ.нГИР.ТАБ (по-шумерски "созвездие Скорпион") — древнее созвездие и в III тыс. д.н.э. оно определяло осеннее равноденствие, противостоявшее весеннему Тельцу, в свете чего порою Скорпион назывался "быком подземного мира".
Скорпион в ту пору был значительнее на небосводе и собою затмевал звёзды Весов (включая их в себя) и, видимо, часть его жалящего хвоста после заполучил себе #Пабилсаг-стрелец.
Созвездие Скорпион (также именовавшееся по-аккадски как Зукакипу (𒅗𒂵𒄄𒅁)) было значимым для различных гаданий, когда по его виду в ту или иную пору и сопутствующим блуждающим овцам (планетам) пытались предсказать будущее, например, виды на урожай.
Небесной божественной силой, олицетворяемой созвездием, как правило, считалась воительная и любострастная Ишхара — древняя покровительница высокого града Эбла — которую почитали и #хурриты, и #хетты (у последних считалась берегиней клятв и нерушимости договора), но как же сильна и коварна её сопреница #Иштар, что сумела почти поглотить облик сиятельный её!
Но времена меняются и всё больше со столетиями (за счёт такого явления как #прецессия) жалящий рогатый гад тяготится к тёмным дням, уже олицетворяя собою пору беспощадной борьбы, что ведёт молодой #Мардук с древней прамателью #Тиамат. И в той борьбе закладываются основы будущей светлой победы, но сколь долго ещё до неё...