Повсюду искал я покоя и в одном лишь месте обрёл его — в углу, с книгою Для связи - @Lucy_Fragile
Книги
Как известно, в абсолютном большинстве человеческих обществ, когда-либо существовавших на земле, сексуальная свобода женщин не поощрялась. Но вот что пишет Геродот о нравах племени гинданов, обитавшего в древности в Северной Африке:\n\n"У них все женщины носят множество кожаных колец на лодыжке и, как говорят, вот почему: каждый раз после совокупления с мужчиной женщина надевает себе такое кольцо. Женщина, у которой наибольшее число колец, считается самой лучшей, так как у нее было больше всего любовников".\n\nНе знаю, конечно, сколько в этом сообщении правды. Но даже если это выдумка, оцените фантазию человека, рассказавшего такое Геродоту.
К тому, что пишут в интернете, особенно в русскоязычном сегменте, нужно относиться с крайней осторожностью, даже если вам нужна всего лишь сказка о Красной Шапочке. Только что выяснила, что в Рунете полно публикаций, в которых под именем Шарля Перро опубликована не его сказка. Дело в том, что у Перро нет никаких спасителей-дровосеков (или охотников), которые вспарывают Волку брюхо и вытаскивают живых и невредимых Шапочку и бабушку. Эту концовку придумали братья Гримм примерно двумя веками позже.\n\nСтрого говоря, сказка Перро — вообще не о девочке и волке. И заканчивается она такими словами:\n\n"Мораль: Дети, а в особенности привлекательные, хорошо воспитанные барышни, никогда не должны разговаривать с незнакомцами, потому что иначе могут стать обедом для волка. Я говорю «волк», но волки бывают разные. Иногда это очаровательные, тихие, вежливые, скромные, благодушные и милые волки, что преследуют молодых женщин дома и на улицах. И, к сожалению, именно эти волки — самые опасные из всех"
Очуметь, оказывается, в Англии можно было вполне официально развестись как минимум с XIII века! Формально это называлось аннуляцией брака, а не разводом, но не суть. \n\nНо дело это было небыстрое. Вот в 1267 году Гилберт де Клер, 7-й граф Глостер по прозвищу «Красный граф» подал на развод, а его жена Алиса пыталась обжаловать решение суда. Процесс затянулся на годы, но в 1285 году брак все-таки был аннулирован. Точные причины, по которым граф решился на такой шаг, неизвестны, но предполагается, что его недовольство вызвал роман между Алисой и королем Эдуардом I. Самое смешное, разведясь, Гилберт де Клер женился на одной из дочерей короля, Джоанне. \n\nВообще же законом был утвержден список причин, считавшихся уважительными для развода. Одной из них — внезапно — значилась импотенция мужа.
Некоторое время с любопытством наблюдаю за сражением искусствоведов и примкнувших любителей с сервисами "Яндекса", чьи правила пользования по степени идиотизма переплюнули уже и Facebook. Кто не в курсе, они там борются с порнографией и развратом, включив в число объектов борьбы произведения классического искусства. Ну и что, что статуя, ну и что, что ей две тысячи лет, хер-то мраморный прикройте ему, дети увидят.\n\nЛично меня больше всего повеселило то обстоятельство, что среди произведений, не прошедших эту цензуру, оказались скульптуры, которые хранятся в Ватиканских музеях, под носом у Папы и всех его кардиналов. Честное слово, сама видела, своими глазами. Прямо так и стоят. Голые, ничем не прикрытые. А вокруг дети ходят, всех возрастов. Некоторых прямо специально привозят целыми классами. И монашки были. Целая группа монашек из Латинской Америки, ходили и смотрели на голого Аполлона.\n\nВыражение "Быть святее Папы Римского" заиграло новыми красками.
Все, наверное, слышали фразу, приписываемую Сократу: женись в любом случае. Повезет с женой, станешь исключением, не повезет — станешь философом.\n\nСократ жил одновременно с двумя женщинами, Ксантиппой и Миро, которых, как я понимаю, многие античные, а вслед за ними и средневековые, авторы, именуют двумя его женами, и от обеих имел детей. Афинские законы запрещали многоженство, но иметь помимо официальной жены еще постоянную любовницу было делом обычным. Про Миро пишут, что это внучка Аристида (известный государственный деятель и полководец), и вероятнее всего женой была именно она, а не Ксантиппа, происходившая из низов.\n\nАвторы, пишущие о Сократе, с удовольствием пересказывают, как женщины великого мыслителя собачились друг с другом: «Так как они часто ссорились между собою, а он имел обыкновение подсмеиваться, что они спорят из-за него, человека безобразнейшего, со вздернутым носом, лысою головою, волосатыми плечами и кривыми ногами, то они обратили наконец ярость свою на него, и злобно побив и обратив в бегство, долго преследовали его». \n\nВ другой байке рассказывается, как однажды Ксантиппа осыпала Сократа ругательствами и в конце концов, взбешенная его спокойствием, окатила грязной водой. Сократ в ответ только обтер голову и сказал: так я и знал, что за этим громом последует дождь.\n\nЕсли верить Платону, свой последний день перед казнью Сократ предпочел провести, беседуя с друзьями и учениками в тюремной камере, предварительно отправив домой рыдающую Ксантиппу.\n\nНа историю Сократа ссылается в числе прочего Пьер Абеляр, французский философ и теолог XII века, которого я сейчас читаю. В «Истории моих бедствий» Абеляр пространно рассуждает о том, что человеку, занятому интеллектуальным трудом, обзаводиться семьей не только необязательно, но прямо таки вредно: «Вспомни, что Сократ, женившись, прежде всего сам поплатился ужасными неприятностями за это унижение философии, — его пример должен сделать других осторожнее». Далее Абеляр поминает Цицерона, который после развода с супругой категорически отказывался жениться снова, якобы заявив, что не может одновременно заботиться и о жене, и о философии.\n\nОсобенный ужас Абеляра вызывает перспектива отцовства. «Кто же, намереваясь посвятить себя богословским или философским размышлениям, может выносить плач детей, заунывные песни успокаивающих их кормилиц и гомон толпы домашних слуг и служанок? Кто в состоянии терпеливо смотреть на постоянную нечистоплотность маленьких детей?»\n\nТак что если кто захочет воспользоваться аргументом «вот раньше рожали и не думали», можете смело посылать их к Абеляру. Или Цицерону. Не могу решить, что звучит обиднее.
Нетфликсу не позволили снимать в Сикстинской капелле сцену для фильма «Два папы». Нетфликс взял и построил свою Сикстинскую капеллу, говорят, даже больше оригинальной https://www.latimes.com/entertainment-arts/movies/story/2019-12-20/two-popes-sistine-chapel-netflix
Написала текст про поздний бронзовый век - жутко интересное время, про которое почти никто ничего не знает. Специалисты наверняка сочтут, что в нем много слишком смелых утверждений и допущений, но всем остальным, думаю, будет интересно. Почитайте, пожалуйста https://knife.media/bronze-age/
Виндоланда (лучшее место на свете) в снегу
Героини средневековых исландских саг - женщины чрезвычайно решительные, спуску мужьям не давали. Вот, например, в "Саге о Гисли" брат главного героя заподозрил жену в измене (небезосновательно заподорил, надо сказать) и попытался выставить ее из спальни:\n\n"Торкель сказал:\n— Я не хочу, чтобы ты здесь ложилась ни этой ночью, ни потом.\nАсгерд сказала:\n— С чего это ты вдруг так переменился? Или что-нибудь случилось?\nТоркель сказал:\n— Мы оба знаем причину, хоть от меня и долго скрывали. И мало будет тебе чести, если я выражусь яснее.\nОна отвечает:\n— Можешь думать об этом, как тебе заблагорассудится. И я не собираюсь долго спорить с тобой из-за того, где мне спать. Но выбирай: либо ты меня пустишь и будешь вести себя, как если бы ничего не случилось, либо я тут же назову свидетелей и объявлю о разводе с тобою, и пусть мой отец забирает обратно все мое приданое".\n\nВ общем, муженек подумал, подсчитал и решил, что ссориться с женой себе дороже, так что конфликт был исчерпан. \n\nВ целом по сагам складывается впечатление, что развод у исландцев не слишком осуждался, а повторный брак после развода был делом вполне обычным и для мужчины, и для женщины.
Раз уж такое дело, вот еще одна статуя из Афин. Не знаю, что это такое: интимная стрижка? Съехавший фиговый листочек?
Ой какую дату я пропустила: 20 ноября Елизавета II и принц Филипп отметили 70-летие своей свадьбы. Таким образом, Елизавета поставила очередной рекорд, поскольку ни один монарх в истории не состоял в браке так долго.\n\nЕлизавета и Филипп обвенчались в Вестминстерском аббатстве в 1947 году. Это была 10-я королевская свадьба в этой церкви. Первым из английский королей, женившихся в Вестминстерском аббатстве, был Генрих I. Он обвенчался с принцессой Матильдой Шотландской 11 ноября 1100 года.\n\nКстати, упомянутая Матильда - дочь святой. Серьезно, ее мать Маргарита Шотландская была канонизирована в 1250 году.
Еще из той же книги Демоса:\n\nОбычным делом было швыряться спеленутыми детьми. Брата Генриха IV для забавы перебрасывали из одного окна в другое, уронили, и он разбился. Примерно то же случилось с маленьким графом де Марлем: «Приставленная к ребенку нянька и один из камергеров развлекались, перебрасывая его друг другу через окно... Иногда они притворялись, что не могут его поймать... маленький граф де Марль падал и ударялся о камень, который лежал внизу». Врачи жаловались на родителей, ломавших кости своим детям в ходе «обычной» игры в подбрасывание младенца.
В 1578 году в Риме было обнаружено тайное общество, «престранное братство», по выражению Мишеля де Монтеня. Группа португальцев и испанцев проводила в церкви Сан-Джованни-Порта-Латина (базилика апостола Иоанна у Латинских ворот) обряды венчания для однополых пар. Вот что об этом пишет Монтень, услышавший эту историю в Риме, куда он приехал через два года после описываемых событий:\n\nОни там сочетали браком мужчин с мужчинами — служили мессу с теми же обрядами, с какими мы проводим наши венчания, причащались, читали те же места из Евангелия о браке, а потом спали и жили вместе. Римские острословцы говорили, что поелику сие обстоятельство делает законным сочетание мужчины с женщиной в браке, этим умникам показалось, что и другое действо тоже станет таковым, ежели будет освящено церковными обрядами и таинствами.\n\nРазумеется, вся эта история закончилась для участников «братства» печально. В общей сложности 11 человек были сожжены на костре.\n\nP.S. Стало интересно, существует ли возможность для гомосексуалов заключить церковный брак в наши дни. Беглое гугление показало, что это разрешают некоторые церкви в Германии и скандинавских странах.
0
Наверняка вы встречали на товарах надписи типа «не тестировалось на животных» или другие, указывающие на то, что при изготовлении продукта никто не (по)страдал и потребитель может использовать его без угрызений совести. Конечно, такие нюансы важны исключительно для обеспеченных жителей первого мира, у которых есть выбор и которые могут себе позволить переплачивать за такие вещи.\n\nТем не менее, идея об этичном потреблении появилась очень давно. В XVIII веке в Великобритании началась активная общественная кампания за отмену рабства. На самом острове рабства, конечно, давно не было, а вот в колониях оно процветало. Британские корабли везли рабов, купленных в Африке, в вест-индские колонии (острова Карибского моря, Багамские острова и т.д.) для работы на плантациях сахарного тростника. Затем корабли возвращались в метрополию с грузом сахара. В результате одним из аспектов общественной борьбы за отмену рабства стал бойкот сахара, добытого рабским трудом.\n\nВ британских домах, управляемых продвинутыми хозяйками, появились сахарницы с надписями, сообщающими, что здесь едят только сахар из колоний, в которых нет рабов, например, из Индии. Утверждалось, что каждые шесть семей, отказавшиеся от вест-индского сахара, освобождают одного раба. В результате доходы торговцев таким сахаром упали чуть не вдвое.\n\nНаконец, в 1807 году правительство запретило британским кораблям перевозить рабов, а в 1838 рабство было окончательно запрещено на всех территориях, подвластных Великобритании (США в число этих территорий уже давно не входили).\n\nКонечно, были и те, кто использовали искреннее возмущение рабством в своих интересах. Британская Ост-Индская компания продавала свой сахар вдвое дороже, чем стоил вест-индский, а чтобы сердобольные граждане охотнее раскошеливались, в рекламных буклетах приводилась статистика смертности рабов на плантациях. Запрет на перевозку рабов в 1807 году был продиктован в первую очередь политическими соображениями: Британия таким образом перекрыла кислород французским колониям. Тем не менее, результат был получен.
Медуза на троне, 2016 год, 3D-модель. Это работа иранского скульптора Резы Седжи.\n\nПо задумке автора, трон Горгоны Медузы сделан из врагов, окаменевших под ее взглядом. Музыкант нужен живым, поэтому на глазах у него повязка.\n\nОчень радуюсь, что современным художникам по-прежнему интересна античность.
Библиотека Ватикана оцифровала и выложила в свободный доступ 15 тысяч манускриптов из своего архива https://digi.vatlib.it
Поскольку уже не раз слышала, как люди недоумевают, что "античные скульптуры, конечно, красивые, но почему у них такие маленькие члены?", видимо, нужно это проговорить. Греки считали, что большой член — это вульгарно и некрасиво. Ну вот так ¯\\_(ツ)_/¯
Героини средневековых ирландских сказаний были вообще безбашенными: постоянно влюблялись в самого неподходящего мужика, активно его добивались, а потом крепко держали под башмаком.\n\nВот, например, сказание "Изгнание сыновей Уснеха". У одного из "придворных" легендарного короля Конхобара родилась дочь, которой было предсказано стать самой красивой девушкой Ирландии. Хитрожопый Конхобар велел воспитывать девочку у себя в "замке", с тем, чтобы жениться на ней, когда она вырастет.\n\nДевочка по имени Дейрдре выросла с характером и замуж за старого козла, хоть и короля, не захотела, зато влюбилась в его племянника Найси. Дальнейшее описывается так:\n\n"Так вот, пока Найси гулял один и пел, Дейрдре выскользнула из своей комнаты и пошла по двору, норовя пройти мимо него. Сначала он не узнал ее.\n— Красивая телочка прохаживается около нас, — сказал он.\n— Телочки остаются телочками, пока около них нет бычков, — сказала она.\nТут Найси догадался, кто она такая.\n— Около тебя есть славный бык, повелитель целого королевства, — сказал он.\n— Я хочу сама сделать выбор между вами двумя, — отвечала она, — и милей мне молодой бычок — ты.\n— Не бывать этому! — воскликнул он, вспомнив предсказание Катбада.\n— Значит, ты отказываешься от меня? — спросила она.\n— Да! — ответил он.\nОна бросилась на него и схватила его за оба уха, говоря:\n— Позор и насмешка на твои уши, если ты не уведешь меня с собой!\n— Отойди от меня, о женщина! — воскликнул он.\n— Будет так, как я хочу, — сказала она".\n\nЧувак не нашелся, что на это возразить, увел девицу с собой, за что и поплатился головой. \n\nСюжет, в котором невеста и племянник короля влюбляются друг в друга и вместе сбегают, повторяется в сказании "Преследование Диармайда и Грайне", из которого, вполне вероятно, растут ноги легенды о Тристане и Изольде.\n\nP.S. Я пишу в кавычках слова "придворные" и "замок", т.к. в те времена, когда возникла эта легенда (вероятнее всего, раннее средневековье), никаких королей в обычном понимании этого слова в Ирландии, конечно, не было, а остров был поделен на несколько областей ("пятин"). Собственно, Конхобар - это вождь уладов, северной пятины. Ну а под замком подразумевается просто большой и крепкий бревенчатый дом. Настоящие замки появятся в Ирландии позднее.
Собор Парижской Богоматери горит. Ужасно(
Кажется, пора рассказывать рождественские истории. Помните, в 2015 году в Британии вышел небольшой скандал, когда бывший товарищ премьера Дэвида Кэмерона по Консервативной партии опубликовал книгу. В ней, в частности, рассказывалось, что премьер-министр будучи студентом как-то раз засунул половой орган в голову мертвой свиньи. Не помню, писал ли об этом кто-нибудь, но мне кажется, что все веселье происходило при праздновании рождества в Оксфорде, где учился Кэмерон.\n\nВот как описывается оксфордское Рождество в книге «Суеверия Викторианской Англии»:\n\n«Согласно оксфордской традиции, в зал, где пировали студенты, вносили блюдо с кабаньей головой, украшенной розмарином и лавровым листом. Во время церемонии певец затягивал «Гимн кабаньей глове», а хор подпевал на латыни. Этот обычай соблюдается по сей день, хотя церемония проходит с меньшей помпой, чем несколько веков назад. Празднество, вероятно, берет начало из обычая забивать свинью под Новый год, но легенды приписывают ему более героическое происхождение. В стародавние времена студент шел через лес, почитывая Аристотеля на ходу, как вдруг на дорогу перед ним выскочил вепрь. Не долго думая, студиозус сунул учебник прямо в пасть зверю, и тот издох, подавившись гранитом науки. В память об этих событиях начали ежегодно проводить церемонию с кабаньей головой».\n\nНашла похожее описание в, прости Господи, любовном романе Джулии Лэндон с жутким названием «Снежная ночь с незнакомцем»:\n\n«Объявили, что обед подан, и гости направились через холл в столовую, где вдоль стен выстроились слуги. Приглашенные к обеду стали за своими стульями перед длинным столом, и из холла послышался рождественский гимн «Слава кабаньей голове». Все глаза обратились к двери. Вошел повар с большим золотым подносом в руках, на котором поблескивала голова кабана, обложенная листьями лавра и розмарина, с вложенным в рот яблоком. За ним шествовали слуги с блюдами, украшенными гирляндами остролиста и можжевельника. Они пели традиционные древние песенки.\n\nГости присоединились к финальному припеву, как раз когда великолепное блюдо поставили на стол среди ярко горевших свечей и лорд Селби взял особый нож и вилку для нарезки мяса. Он оглядел стол и улыбнулся».\n\nКстати, запеченая свиная голова — это очень невкусно. Так что я, в принципе, понимаю Кэмерона.
Во все времена существовали моралисты, бичевавшие современников за распутные нравы, лень, обжорство, мотовство и тщеславие. По иронии судьбы многие подробности об образе жизни, нарядах и быте людей ушедших эпох мы узнаем как раз из сочинений таких вот суровых мужей. Ведь чтобы что-то обругать, это нужно сначала назвать и описать.\n\nЧитаю сейчас об английских модах XVI века, и это отдельное удовольствие — ругань моралистов и пуритан. Вот, например, драматург Томас Деккер, недовольный привычкой заимствовать иностранные наряды, пишет, что «одежда англичанина похожа на тело изменника, которого повесили, выпотрошили и четвертовали, после чего по частям вывезли в разные страны: его гульфик — в Дании, воротник дублета — во Франции, узкие рукава — в Италии, короткая бахрома на поясе — у мясницкого лотка в Утрехте, широкие накидки говорят по-испански».\n\nС Деккером солидарен священник Уильям Гаррисон, по мнению которого иноземные наряды уродуют его соотечественников «едва ли не больше, чем дублет — собаку». \n\nНо мой любимчик, конечно, памфлетист Филип Стаббс, написавший «Анатомию оскорблений». Этот 145-страничный труд целиком посвящен ругани в адрес модников и модниц. \n\nИх гнусное тряпье нужно разорвать и бросить им в самодовольные лица. \n\nУ женщин тоже появились их дублеты и куртки, как у мужчин, застегнутые по грудь, с крыльями и каемками на плечах, в точности как на мужской одежде <…> Этих женщин вполне можно назвать гермафродитами, ибо они чудовища, наполовину женщины, наполовину мужчины.\n\nЖенщины носят большие воротники и шейные платки из голланда, батиста, кембрика и прочих тканей <…> а чтобы они не упали, их обмазывают дьявольским напитком, именуемым крахмалом; а после этого их тщательно высушивают, проглаживают и отбивают и надевают на красивые шейки, вдобавок подпирая специальным каркасом… величавые своды гордыни.\n\nДостается от достопочтенного Стаббса и мужчинам:\n\nЕсли дождь застигает мужчин на улице и они не успевают найти подходящее укрытие, то их огромные воротники признают поражение в битве с водной стихией и опадают, подобно мокрым кухонным полотенцам.\n\nИх дублеты не менее чудовищны, чем остальная одежда, ибо по нынешней моде они свисают до середины бедер… они настолько жестко прошиты и туго набиты, что мужчины не могут в них ни работать, ни играть из-за жара и тесноты.\n\n\nВместо вуалей женщины иногда носят маски, особенно в дальних поездках (для защиты от грязи и пыли). По этому поводу Стаббс также брызжет ядом:\n\nКогда они едут за рубеж, то надевают маски из бархата… которые закрывают все лицо, с проделанными отверстиями для глаз; они выглядят так, что если человек никогда ранее не видел такой маски, то подумает, что встретил чудовище или дьявола, ибо лица не видит никакого, а лишь два широких отверстия, закрытых стеклами.\n\nЖенские прически вызывают особое неудовольствие Стаббса:\n\nЕсли бы они, женщины, ограничивались только завиванием и укладкой волос (что уже нечестиво), это еще куда ни шло; но они недовольны собственными волосами и покупают другие волосы — коней, кобыл, других странных зверей — и красят их в любой цвет, какой заблагорассудится. А если у какой-либо бедной женщины светлые волосы, то эти распутные дамы не остановятся ни перед чем, чтобы купить их.\n\nЖенщины Англии красят себе лица разными маслами, растворами, мазями и водами… уродуя таким образом себе души и вызывая немилость и негодование Всевышнего.\n\nЗеркала, которые в то время уже получили широкое распространение среди обеспеченных слоев, Стаббс называет «мехами дьявола, коими он вдувает в наши сердца порывы гордыни, а про тех, кто в них глядится, можно сказать, что они смотрят в зад дьяволу, откуда он исторгает ядовитые ветры гордыни в их души».
Между тем, лучшие умы бьются над тем, как корректно перевести выцарапанную на стойке термополия латинскую надпись: Nicia cineadecacator. В англоязычной версии статьи на сайте археологического парка Помпей фразу перевели как «Nicias Shameless Shitter!», то есть «Никий — бесстыжий засранец». Эту версию и растиражировали англоязычные СМИ. Однако, если посмотреть ту же статью на итальянском, там будет Nicia Cacatore, invertito!, что значит буквально «дерьмо, перевернутое».\n\nТо есть, Nicia cineadecacator — это примерно «Никий испражняется наоборот» (тут может быть шутка про кинофильм «Довод»). Очевидно, это значит что-то грубое и обидное, но что именно? Пока я видела три хорошие версии. 1. Это гомофобная шутка, намекающая на то, что Никий — пассивный гей. 2. Никий срет ртом — то есть он грубый человек, ругается постоянно. 3. Никий жрет говно — мы сейчас тоже так говорим про непорядочных людей без принципов.\n\nВот как-то так.\n\nhttps://t.me/Brideshead_Revisited/1471
В 390 году в римской провинции Паннонии (это в центральной Европе, севернее Греции) произошла неприятная ситуация: высокопоставленный чиновник, вроде даже аж губернатор провинции, поссорился в кабаке с колесничим. Ссора кончилась дракой, а протрезвев, чиновник приказал арестовать обидчика и отправить в тюрьму.\n\nТут надо пояснить, что гонки колесниц были в Римской империи чрезвычайно популярным спортом - ну как сейчас футбол. Там были свои команды с армиями поклонников, свои звезды и т.д. И вот этот брошенный в тюрьму колесничий был как на грех большой звездой, а драка в таверне произошла накануне важной гонки.\n\nПоклонники колесничего страшно разозлились, собралась толпа, отправилась к дому губернатора. Кончилось тем, что его убили. Говорят, закидали камнями.\n\nТут уже разозлился император Феодосий и ввел войска. Заварилась каша, погибли тысячи людей. Об этом узнал еписком Медиоланский (Миланский) Амвросий (будущий святой, между прочим), тоже очень разозлился, обвинил императора в убийстве невинных и отлучил от церкви. Это был первый случай в истории христианства, когда от церкви отлучали монарха.
В XV веке до н.э. в Египте правил фараон Тутмос III, очень любивший повоевать. Самый, наверное, известный его поход — на город Мегиддо в Ханаане (тот самый библейский Армагеддон, ныне это место находится на территории Израиля).\n\nКогда впереди оставался последний отрезок пути, Тутмос устроил военный совет, чтобы решить, какой дорогой лучше подойти к Мегиддо, вокруг которого уже собрались ханаанские правители со своими войсками. Маршрута было три: северный, южный и центральный. Центральный был короче и выводил прямо к городу, но при этом представлял собой узкий проход, идеальный для засад. Советники фараона сказали, что пойти по нему может только полный мудак. Именно! — обрадовался Тутмос. Наши враги, мол, подумают так же и будут ждать нас на оставшихся двух дорогах. \n\nИтак, фараон повел свое войско по самому опасному проходу и беспрепятственно достиг города, который стоял вообще без охраны — войска противника ушли сторожить дороги.\n\nА вот дальше начинается самое интересное:\n\n«Приблизительно тридцать четыре сотни лет спустя генерал Эдмунд Алленби применил тактику Тутмоса III — в сентябре 1918 года, в ходе Первой мировой войны, — и тоже добился успеха. Он одержал победу при Мегиддо и взял в плен сотни немецких и турецких солдат, не потеряв никого из собственных воинов (…) Позже он признался, что прочитал хроники Тутмоса в переводе (…), и это побудило его повторить маневр фараона».\n(Эрик Клайн «Год, когда пала цивилизация»).
В Музее Лондона есть экспозиция London, Sugar & Slavery. Это один из экспонатов: сахарница с изображением раба, напоминающая, какой ценой достается сахар
Израильские археологи нашли на Западном берегу ритуальную маску из желтого и розового песчаника. Ей 9 тысяч лет
Римляне использовали собак для охраны дома. О наличии собаки предупреждала стандартная надпись ‘Cave Canem’, аналог нашего «Острожно, злая собака». Иногда такую надпись делали, даже если собаки на самом деле не было. Возможно, в termopolium роль Cave Canem исполняло полноразмерное изображение собаки в ошейнике.\n\nНаверху этой фрески какой-то шутник выцарапал фразу NICIA CINAEDE CACATOR, что можно перевести как «Никий — бесстыжий засранец» (в оригинале фраза, кажется, звучит даже грубее).
Памятная монета в честь свадьбы принца Гарри. Номинал 5 фунтов, продается за 14,99
В Кении нашли череп детеныша обезьяны. Ему 13 млн лет. Ученые надеются, что находка поможет узнать больше об общем предке обезьян и человека, предположительно жившем в Африке ок. 7 млн лет назад
В «Саду земных наслаждений» обнаружен котик. Интересно, что за добычу он тащит? Немецкий искусствовед Нильс Бюттнер называет это существо мышью, но по-моему, совсем непохожа. Обсудила с подругами, их версии: землеройка либо ящерица.\nКстати, дурацкое название «Сад земных наслаждений» картине Босха придумали только в XIX веке, как она называлась изначально, неизвестно.
Если вы смотрели фильм Midsommar, то наверняка помните смерть одного из героев, подвешенного наподобие большой птицы. Это не фантазия создателей фильма, а старое скандинавское развлечение под названием «кровавый орел». По легенде, такая смерть настигла Эллу, который считается убийцей знаменитого предводителя данов Рагнара (он хорошо знаком современной публике по сериалу «Викинги»). Элла в середине IX века был королем Нортумбрии, средневекового королевства с центром в Йорке.\nСогласно красочному, но недостоверному средневековому скандинавскому преданию, Элла был виновен в смерти Рагнара Кожаные Штаны. Он захватил Рагнара, когда тот потерпел кораблекрушение, и бросил в яму с ядовитыми змеями, которые закусали Рагнара до смерти. Рагнар предостерег Эллу: «Поросята бы захрюкали, знай они о горькой участи кабана», подразумевая, что за него отомстят сыновья. Схватив Эллу в Йорке, сыновья Рагнара принесли его в жертву Одину, превратив в «кровавого орла», то есть отделив его ребра от хребта и вынув наружу легкие, чтобы создать видимость кровавых крыльев. Ученые поныне спорят, в самом ли деле такое было в ходу у викингов или это продукт богатого воображения скальда. Подобное жертвоприношение ничем не ужаснее староанглийской казни для предателей – повешения с утоплением и четвертованием, так что исключать, что его время от времени практиковали, не стоит: в конце концов, морской разбой – занятие не для слабонервных.\nДжон Хейвуд «Люди Севера. История викингов. 793-1241».\nP.S. Хотела приложить соответствующий кадр из Midsommar, но это выглядит так мерзко, что передумала. Нагуглите сами, если захотите.
У людей с фашистскими взглядами (сами себя они обычно называют националистами или там патриотами) есть одна общая черта, не зависящая ни от региона, ни от эпохи: это чудовищное невежество, в том числе в части истории и культуры родной страны. Прочитала тут у итальянского писателя Коррадо Ауджиаса уморительную историю, но перед тем, как ее рассказать, нужно сделать два маленьких отступления.\n\nВо-первых, как вы наверняка помните, по легенде основателей Рима, Ромула и Рема, вскормила волчица. Но еще в древности этой неправдоподобной легенде было найдено рациональное объяснение. Тит Ливий писал, что младенцев нашла и спасла женщина по имени Ларенция, которую местные пастухи прозвали \'lupa\', то есть блудница. Это латинское слово означает также и волчицу. \n\nВо-вторых, итальянские националисты, как и всякие другие, были помешаны на идее возрождения былого величия, а Муссолини бредил новой Римской империей. \n\nТак вот история. Организация, объединявшая детей при фашистском режиме в Италии, называлась figli di lupa, то есть "сыны волчицы".\n\nНу, или "шлюхины дети". Как вам больше нравится.
Сюжет совокупления Леды с Лебедем, который неподготовленному зрителю может показаться по меньшей мере странным, был чрезвычайно популярен у римлян. И, полагаю, не из-за легендарной римской распущенности (слухи о которой, как по мне, сильно преувеличены), а потому, что имел очень важное значение для истории римского государства. Собственно, с этого совокупления она и началась.\n\nСмотрите сами: от союза Леды и Зевса-Лебедя родилась Елена Прекрасная. Елена стала причиной Троянской войны, которая привела к гибели Трои. Гибель Трои вынудила троянца Энея с кучкой своих людей покинуть берега Малой Азии и отправиться на поиски нового места для жизни. Путешествие приводит Энея в Италию, где он обосновывается в устье Тибра и дает начало великому роду. Роду, в котором спустя 13 поколений (согласно Титу Ливию) родилась Рея Сильвия - мать Ромула, основателя и первого царя Рима.\n\nСобственно, отсюда и латинское выражение ab ovo, буквально означающее "с яйца" — то есть с самого начала, с истоков.\n\nКажется, забыла упомянуть, что Елена родилась не обычным для людей образом, а из снесенного Ледой яйца. Папа-то у нее все-таки Лебедь.
Случай ОКР у древних кельтов: известный герой ирландских сказаний Кет, сын Матаха, не мог заснуть, не положив под колено (!) голову врага, убитого за прошедший день.
Когда пишу что-нибудь скучное, мозг постоянно вытаскивает из памяти какие-то неожиданные факты. Сегодня неизвестно почему он решил вспомнить, что «Беовульф» — это «волк пчёл». Один из моих любимых кеннингов.\nКеннинг — это такой литературный прием, популярный в средневековой скандинавской поэзии. Когда предмет, животное или человека не называют одним словом, а описывают двумя. Скажем, «буря мечей» — это битва (и название одной из книг Джорджа Мартина; уверена, это не случайность), «земля кораблей» — море, «земля ожерелий» — женщина и так далее.\nИмя Беовульф обычно толкуется как «медведь». Собственно, древнейшим первоисточником поэмы, впервые записанной, вероятнее всего, в IX веке, фольклористы полагают сказку о медведе. Отсюда же и любовь Беовульфа к рукопашным поединкам. \nWulf (или ƿulf), позднее превратившееся в wolf, — это волк. А в староанглийском beo уже можно разглядеть bee, то есть пчелу. «Волк пчёл» — тот, кто оходится за пчелами и их медом. То есть, медведь.
Когда Олаф Трюггвасон был ребенком, его отца, норвежского короля Трюггви Олафссона, убили. Мать увезла его из страны, однако в Балтийском море на их корабль напали эсты. Мальчика захватили в плен, после чего он попал в руки работорговца по имени Клеркон. Тот продал его, точнее, обменял на хороший плащ. \nК счастью для Олафа, через несколько лет его нашел дядя по матери Сигурд, выкупил из рабства и увез с собой на восток, в город Хольмгард (который часто ассоциируют с Новгородом). Там Олаф, которому как раз исполнилось девять, совершил свое первое убийство: встретив на улице работорговца Клеркона, всадил ему в голову топор. Как утверждается в саге, посвященной Олафу, из сборника «Круг земной», избежать наказания за убийство ему помогла жена некоего местного правителя: «Сигурд попросил ее заступиться за мальчика. Она отвечала, посмотрев на мальчика, что нельзя убивать такого красивого мальчика, и велела позвать к себе людей во всеоружии».\nС такими данными Олаф еще подростком попал в дружину к князю Владимиру, а в 18 решил, что созрел для самостоятельной жизни. Благодаря королевскому происхождению и характеру настоящего воина Олаф собрал собственную дружину и стал «морским конунгом», т.е. королем без королевства, а по сути — главой большой банды, с которой он следующие восемь или девять лет грабил Балтику и Британские острова. \nВ 995 году Олаф решил предъявить свои права на норвежский престол. Со своей дружиной он прибыл в Норвегию и быстро изгнал непопулярного конунга Хакона. Став королем, Олаф, успевший где-то между грабежами покреститься, решил завершить христианизацию Норвегии, которой многие жители сопротивлялись. Языческие капища Олаф сжигал, а недовольных топил в море (способ казни, практиковавшийся в разное время и в разных странах: осужденных привязывают к прибрежной скале во время отлива, остальное море доделывает само).\nВ процессе всех этих дел Олаф убил главу языческой общины по прозвищу Железный Скегги в области Трёнделаг в центральной Норвегии, а потом не придумал ничего лучше, чем жениться на дочери покойного. Невеста по имени Гудрун оказалась, однако, девицей с характером и в первую брачную ночь накинулась на жениха с ножом, и тот насилу отбился. «Гудрун взяла свою одежду и всех тех людей, которые за ней туда последовали, и они с ней отправились своим путем, и Гудрун больше никогда не ложилась в одну постель с Олавом конунгом», — сообщает нам сага.\nВпрочем, то, что не удалось сделать одной жене Олафа, удалось следующей. Женщина по имени Тюра приходилась сестрой датскому королю Свейну Вилобородому. Тюра была замужем за вождем племени венетов, но бросила мужа, тайком сбежала в Норвегию и там вышла за Олафа. Вскоре Тюра начала ныть, что из-за поспешного побега оставила в прежнем доме свои богатства и потребовала у Олафа их вернуть. «Следующей весной Тюри, горько плача, стала жаловаться Олаву на то, что в Стране Вендов у нее были большие владения, тогда как здесь в стране у нее нет никаких владений, подобающих жене конунга. Часто она умильными словами просила конунга, чтобы он добился возвращения ей ее имущества». \nОлаф решил, что одним грабежом больше, одним меньше, какая разница, и устроил набег на венетов. Однако на обратном пути его подкараулил новоиспеченный шурин, Свейн Вилобородый. Как утверждается в «Круге земном», Свейна тоже подстрекала женщина, его жена Сигрид по прозвищу Гордая. Сигрид когда-то планировала выйти за Олафа, но тот отказался на ней жениться, поскольку она не хотела креститься. \nВ этой битве Олаф и сгинул: по легенде, король, поняв, что битва проиграна, и не желая сдаваться, прыгнул с ладьи в воду в тяжелых доспехах и камнем ушел на дно.\nТакая вот биография.\nВпрочем, кое-какие полезные вещи Олаф тоже делал: основал город Трандхейм и начал чеканить первую норвежскую монету. Также под его влиянием христианство приняла Исландия. А еще легенды утверждают, что в урочный час Олаф Трюггвассон явится в этот мир и вернет себе свое королевство (вот современные норвежцы офигеют).
Рубрика "жизнь идиота полна открытий": обнаружила, что Толкин подрезал имена гномов из "Прорицания Вёльвы" ("Старшая Эдда")
Поклонение Тоту в образе ибиса. 700-500 годы до н.э., медный сплав. Хранится в музее Метрополитен.
Не могу пропустить эту дату: сегодня ровно 70 лет, как Елизавета II стала королевой. Как написано в обращении Ее Величества, выпущенном по этому поводу, для нее этот день по-прежнему остается также печальным днем смерти ее отца, Георга VI. «It is a day that, even after 70 years, I still remember as much for the death of my father, King George VI, as for the start of my reign».\nЧтоб осознать, насколько все это было давно, достачно вспомнить, что премьер-министром в тот момент был Уинстон Черчилль.\nЕще интересней изучить фамильное древо британских монархов, которое уводит в ранее средневековье. На фото справа: серебряная монета, выпущенная в королевстве Уэссекс в правление предка Елизаветы, Альфреда Великого (умер в 899 году).
0
Что может осчастливить любителя античности больше, чем запечатленный в камне эмоциональный порыв простого римлянина. В британской Виндоланде нашли камень с выразительным рисунком и надписью SECVNDINVS CACOR. Секундин — имя, а второе слово, по убеждению специалистов, искаженное cacator, то есть засранец. Археологи с гордостью сообщают, что это уже 13-й римский член, обнаруженный в Виндоланде за сто лет раскопок.\nДорогой римлянин, живший в III веке: мы получили твое послание и все поняли про Секундина. Наверняка он и правда был засранцем.\nФото: Vindolanda Trust
На то, как англичане и французы из века в век подкалывают друг друга, можно смотреть бесконечно. В английских трактатах XVI века сифилис именуется "отвратительной французской болезнью". Надо ли говорить, что французы именовали оную болезнь "английской".
Иисус в католической церкви. "На каком языке здесь поют?" - "Это латынь" - "Но я говорил только на иврите" - "Он знает только иврит! Грязный еврей!" Карикатура из фр. журнала Assiette au beurre, 1907
0
Ой какие почтовые марки выпускали в Эфиопии к 200-летию рождения Александра Пушкина (1999 год)
Светоний в жизнеописании Тиберия пишет, что первым дурные наклонности будущего императора заметил его учитель:\n\nЕго природная жестокость и хладнокровие были заметны еще в детстве. Феодор Гадарский, обучавший его красноречию, раньше и зорче всех разглядел это и едва ли не лучше всех определил, когда, браня, всегда называл его: «грязь, замешанная кровью».\n\nГрязь, замешанная кровью — отличное определение для кровожадных правителей, в силу убожества своего не заслуживающих и той толики уважения, которая достается кровожадным, но умным и сильным.
Минутка занимательного языкознания. Слово «карантин» произошло от итальянского quarantena — «40 дней». Согласно правилу, которое появилось в Венеции веке в XIII, во время эпидемий чумы корабли, прибывающие в город, должны были проводить по 40 дней в отдалении от берега, прежде чем им позволялось войти в порт.
Еще в прошлом году я написала на заказ текст про вселенную "Песни льда и пламени" ("Игры престолов"), который по чужому раздолбайству так и остался неопубликованным. Пусть хоть тут будет. Повествование Джорджа Мартина продумано очень тщательно, и его финал не должен быть случайным. Посмотрите, какие выразительные намеки разбросаны по книгам цикла https://telegra.ph/Pesn-lda-i-plameni-podskazki-i-spirali-04-15
Эта фреска, обнаруженная в прихожей дома в Помпеях, с виду простенькая, но уникальная. По мнению ученых, это единственное дошедшее до нас прижизненное изображение Спартака — знаменитого гладиатора и лидера крупнейшего в истории Рима восстания рабов.\n\nНа фреске, датированной I веком до н.э., изображены два конных воина. Над левым всадником плохо сохранившаяся надпись PHELI…..ANS, которую предлагается читать как ‘Felix the Pompeian’, или «Счастливчик из Помпей». Надпись над правым воином сохранилась лучше. Там написано оскским* письмом ‘Spartaks’ (читается справа налево). \n\nВ том, что именно изображает фреска, мнения расходятся: кто-то считает, что это эпизод восстания, кто-то — что это сцена гладиаторского боя (конные бои гладиаторов тоже проводились, хотя, судя по всему, и реже пеших).\n\nБольше фотографий дома можно посмотреть здесь.\n\n*Оскский язык — один из языков, на которых говорило население Италии до того, как было полностью романизировано. На латыни имя Спартака пишется как Spartacus.