признания и проклятия для умнейших людей
итак, вышел «НООСКОП» Пасквинелли и Йолера в моем переводе под редакцией Артема Морозова — точнее, появилось время, чтобы рассказать об этом. Текст очень увлекательный и важный: прочитав его, я пересмотрел свои взгляды на ИИ и роботизацию, ведь в этом манифесте утверждается инструментальная, вспомогательная роль ИИ в операциях по извлечению, накоплению и анализу знаний. ИИ — это не самостоятельный мыслящий субъект (как убеждают нас айтишные компании и философы-оптимисты разных школ), его статус мало чем отличает его от лопаты, молотка или других вещей из категории подручного. Однако способность этих объектов строить модели своего окружения, лишенных способности к осмысленному ориентированию и пониманию этой налагаемой на мир модели заставляет нас поверить, что это нечто подлинно автономное, обладающее статусом объекта-субъекта. Между тем есть довольно почтенная традиция критики ИИ, и манифест Пасквинелли и Йолера достойно продолжает ее, добавляя туда более глубокие уровни критики
Итак, вышла моя рецензия на книжку Катерины Колозовой о холокосте животных. Я говорил, что при чтении испытывал недоумение и чувствовал все большее непонимание целей и задач нефилософской концептуализации гибрида животного/машины как некоей внеконцептуальной истины человека. Вместе с тем по ходу чтения я понял, какой именно пост-/вне-/анти-гуманизм мне близок: такое критическое осмысление человека, которое отправляется не от нормативной модели рациональности, агентности или способности действовать и пояснять основания своих действий, а от тех, кому изначально отказано в таких умениях. Это гендерно неконформные субъекты, дети, люди с инвалидностью и/или неизлечимыми/орфанными заболеваниями, а также иные многочисленные виды и формы субъективности и использования собственного тела, которые не являются "нормальными" и "нормируемыми" согласно биомедицинским и социокультурным представлениям о приемлемом и правильном. Собственно, грядущий текст на "Ноже" будет об этом и станет первым в целой серии небиоэтического осмысления таких биомедицински странных субъективностей - не только квиров, но и крипов (crips). Ну а пока читаем рецензию 🙊🦕🦑
недавно я набросал тезисы о киборгах, андроидах и «биомедицинских других» для одной из конференций, и совершенно случайно словил такой инсайт:\nдля ингуманизма важно понятие киборга, т.е. кибернетического организма, совмещающего технические и соматические элементы. Изначально термин возник в космической медицины как метафора для человека с органами, замененными искусственными деталями, приспособленными для космических путешествий. Уже впоследствии киборг стал эмансипационным концептом, отсылающим к химерическим и ускользающим феноменам и субъективностям, не подчиняющимся имеющимся иерархиям и таксономиям. Но чему противопоставляется киборг?\nкогда я читал Колозову, я обратил внимание на то, что вскрываемая ею нефилософская истина человека — inhuman — это киборг, смешение человека, животного и машины, своего рода онтоэпистемологическое «ни рыба, ни мясо». Сразу подумалось: имеет ли это отношение к андроидам или роботам? Если киборг — это смесь, то робот или андроид — это что-то цельное, синтетическое (в смысле синтеза, а не искусственности)? \nс роботом все более или менее понятно: это машина, целиком собранная из технических компонентов, т.е. нечто неживое и притом автоматическое (Бибихину бы это не понравилось: он говорил, что для греков настоящий автомат — это живой организм, а не наоборот). \nслово андроид же этимологически происходит от корня ἀνδρ- «мужчина» + суффикс обозначает некое подобие, аналогию. Т.е. андроид — это, фактически, искусственный мужик, а, соответственно, гиноид производится от γυνή «женщина». Андроид — что-то нормативное, здоровое, ̶б̶е̶л̶о̶е̶ ̶и̶ ̶г̶е̶т̶е̶р̶о̶с̶е̶к̶с̶у̶а̶л̶ь̶н̶о̶е̶ рациональное и наукообразное, а, следовательно — насильственное и экспансивное.\nпока что не хочется задаваться вопросами о половом диморфизме, вшитом в робототехнические классификации — но кажется весьма любопытным, что Ларюэль, противопоставляя свое нефилософское понимание миноритарности философским онтологическим иерархиям, пишет: \n Вместо человека, его реальной и абсолютно исключительной сущности, она [наука о человеке — a.a.] использует антропо-логические, даже андрологические образы, квази-трансцендентальных андроидов (Cogito, ens creatum, Дух, Я мыслю, Трудящегося, Бессознательное и т. д.). Это вымышленные существа, ответственные за заселение пустыни антропологических экранов, теней, проецируемых на крутые стены Идей, обитателей идеальных пещер.\nпроще говоря, философия делает своим центральным персонажем андроида, а вся ее (его) эпистемология — это male gaze и менсплейнинг (что, собственно, и не новость)\nя подумал: а что, если поставить в центр философии (этики, биоэтики?) не трансцендентального андроида, а киборга, притом в высшей степени конкретного — например, человека с нарушениями развития, неизлечимыми болезнями или инвалидностью? причем это киборги, не наслаждающиеся своими прекрасными многообразными телами; напротив, они чувствуют боль и дискомфорт, становятся объектами разглядывания и медицинского препарирования и зависят от медицины, технологий и социальной защиты — и этот инсайт я уже высказывал в своей рецензии на книжку Колозовой о животных, она как будто недосказала самое главное, что следует из ее разоблачения философии как вивисекции\nпонятно, что опыт таких людей «аномален», ненормирован и плохо встраивается в общезначимый опыт людей — именно поэтому для гуманизма эти люди так проблематичны (и удостаиваются лишь «жалости», если верить тому же Ларюэлю). Поэтому я решил, что можно попробовать представить себе биоэтику с точки зрения киборгов — «биомедицинских других»\nможно сказать, что это очередная вариация на тему левинасовской «этики Другого» или даже мейясушного «совсем-иного» — в принципе, так оно и есть, с той разницей, что здесь делается попытка предельно конкретизировать, феноменологически вычленить и этико-политически позиционировать такой киборгический опыт на фоне наших деструктивных социальных институций
тем временем вышел подкаст InLiberty, где я немного рассказываю про ИИ, роботов, кибернетику и жизненные миры животных - \n- а еще напоминаю, что уже завтра стартует мой курс «Что такое ИИ?», куда еще можно купить билет, так что если кому интересно - поторопитесь!
👁 Более чем 350 слепых людей по всему миру остались без техподдержки своих искусственных глаз — компания Second Sight, которая их изобрела, оказалась на грани банкротства и отказалась от дальнейшей поддержки и разработки глазных имплантов Argus I и Argus II. Она объединяется с другой компанией в сфере нейротехнологий — Nano Precision Medical (NPM), и ни один из топов Second Sight не войдет в руководящую команду новой компании. Сама NPM займётся совсем другим имплантом, обеспечивающим доставку лекарств. Second Sight не сообщила ни одному из своих пациентов о крахе компании.\nКлиентам Second Sight, получившим искусственное зрение, было обещано обновление программного обеспечения, которое могло бы улучшить зрение — теперь о нём можно забыть. В случае неисправности искусственных глаз этим людям некуда обратиться, а сама технология будет неизбежно устаревать. Пациенты вынуждены жить с очередным устаревшим гаджетом, только вживлённым в их голову. Удаление импланта — дорогостоящая процедура, которая несёт риски для здоровья. Импланты Second Sight устанавливались и в России: первая операция по вживлению Argus II была проведена российскими врачами в 2017 году.
Катрин Малабу о «биомедицинских других»: \nThe appellation “new wounded,” therefore, designates people who suffer from psychic wounds that traditional psychoanalysis cannot understand—that is to say, understand and thus consider as relevant to its jurisdiction.\nThe presence of the new wounded constitutes both a return to the past and an emergent phenomenon. The “new wounded” are also the “old” wounded, people whose pathologies have long been identified. Freud the neurologist knew them on sight. At the same time, these pathologies are “new” to the extent that we are beginning today to appreciate not only their organic but also their psychic effects. Herein lies the new phenomenon: From now on, people with brain lesions w ill form an integral part of the psychopathological landscape.\nWho are they? They are, as the term indicates, victims of various cerebral lesions or attacks, head trauma, tumors, encephalitis, or meningoencephalitis. Patients with degenerative brain diseases such as Parkinson’s or Alzheimer’s also fall into this category. In addition, we might think of the patients whom psychoanalysis has attempted to cure without success: schizophrenics, autistics, epileptics, victims of Tourette’s syndrome.\nпричем интересно, что их инаковость, в отличие от тематизации у Левинаса («Жизнь — это любовь к жизни, отношение к содержаниям, не являющимся моим бытием, но они мне дороже, чем мое бытие: мыслить, есть, спать, читать, работать, греться под солнцем. <…> Реальность жизни находится уже на уровне счастья и в этом смысле — за пределами онтологии»), обнажает голую жизнь, до недавнего времени считаемую псевдожизнью «овоща» — жизнь чистой самоаффектации, реализующей себя патически, т.е., фактически, за пределами феноменологического/эмпатического вчувствования и аналогизирования: \nBut precisely when a cerebral lesion is present, when “the organ of psychic life” is damaged, psychic life itself comes to a halt. What succeeds this psychic life is a vegetative state that apparently no longer pertains either to the competence or to the jurisdiction of psychoanalysis. For Freud, the disappearance of the primitive is tantamount to psychic death. Today, however, psychopathology must contend with the redoubtable fact that this supposed “death” is in reality a form of life.\n[- - - - заметки на полях готовящегося доклада к конференции Agency and Subjectivity, уже совсем скоро онлайн]
со временем в русском языке осядет слово некрополитика, но давно уже поздно конечно. иногда она выражается вот в таком, просто тотальное онемение\nдетей в казанском хосписе выстроили в букву Z, а также их родителей и сотрудников. хоспис, если кто не отфиксировал, это учреждение паллиативной помощи, где неизлечимо больным пациентам делают выносимыми последние годы/месяцы жизни.
и вновь к вопросу об опечатках и их роли в академической самоидентификации\n[ощутил родство с Марксом Вартофским, правда, ненадолго]
с увожением, будущий sugar daddy отечественной феноменологии
на «Постнауке» вышел материал о цифре в искусстве, где я попробовал охарактеризовать какие-то узловые моменты в современном состоянии процесса, который Флюссер когда-то назвал тотальным абстрагированием — т.е. преобразованием тела, когнитивных практик и аффектов под воздействием широко понятой техничности, а заодно оценить некоторые аспекты искусства и его дигитализации, в том числе и, к примеру, вопросы ИИ и автоматизации креативности, NFT и всякого такого, что будто бы приближает «смерть искусства», ну и конечно же, затронул момент касательно зависимости технологий от неврологических и других исследований «патологического» в разработках интерфейсов и компьютерных технологий ———\nв целом, можно сказать, что этот короткий текст резюмирует мои интуиции, появившиеся при чтении курсов по теории медиа для очень разных аудиторий; именно тогда я смог впервые нащупать какие-то значимые увязки между темами сознания, телесности, технологий и биомедицинских разработок, а также нечеловеческих компонентов субъективности — так что теперь можно продумывать применение этих интуиций в самых разных областях
ну и под конец этого тяжелого года еще одна радостная новость: наш проект «Дискуссии об ИИ в современной России: междисциплинарное исследование дискурсов и акторов» по рецепции ИИ в российском обществе под руководством Алисы Максимовой из ИГИТИ получил поддержку! \nв нем я в составе крутой команды буду изучать, какие есть применения ИИ в медицине и здравоохранении современной России и каковы биоэтические/биополитические, феноменологические и критические аспекты этой технологии в нынешних условиях — как цифровизация соотносится с идеей надлежащей клинической практики, парадигмой биопсихосоциальности и более локальными вопросами машинного обучения, о которых я немного рассказывал на своем курсе для «Инлиберти» и буду еще рассказывать в популярных статьях\n- - - эта новость смогла вытащить меня из затягивавшего депрессивного эпизода в связи со всем происходящмм вокруг — настроение совсем не праздничное, и радостно, что в грядущем году будет больше осмысленной деятельности, несмотря на весь наш отравляющий контекст
в субботу в галерее «ГРАУНД Солянка» открылась замечательная выставка «Код искусства», где представлены работы, созданные с помощью ИИ. Куратор выставки — суперстар российского медиаискусства Елена Никоноле, а в состав участников вошли молодые российские и уже признанные зарубежные художники. \nМне тоже посчастливилось стать частью этого проекта: я перевел на русский язык «НООСКОП» Маттео Пасквинелли и Владана Йолера — и манифест (который попадет в книгу, изданную в рамках проекта — спасибо Артему Морозову за редактуру моего скособоченного перевода), и карту-мистификацию истории ИИ как инструмента извлечения знаний. Пасквинелли и Йолер дают крайне любопытную версию истории ИИ как ответвления колониальной политики и инструмента приумножения неравенства и иерархии — а потому нам нужно более осторожное и трезвое отношение к ИИ, автоматизации и роботизации, ведь эти процессы могут не высвободить, а, наоборот, еще сильнее закрепостить человека. \nКонечно же, много места в карте и манифесте посвящено проблеме предвзятости (bias) машинного обучения, состязательным атакам, корреляции-не-каузации и т.д. Я благодарен и всем, кто помогал мне с вычиткой и уточнением айтишной терминологии (kibitka, лаффки): оказывается, на русском языке все еще нет консенсуса в переводе основных понятий этой отрасли. \nА еще с удивлением обнаружил, что сами представители индустрии разделяют довольно схожее понимание интструментального статуса ИИ. Об этом напишу чуть позже, когда расскажу о нашей пятничной секции о философии ИИ. Приходите на выставку, вам понравится! 🤖📲📡
завтра буду модерировать секцию «Формула человека: дизайн и метадизайн интеллекта в науке, культуре и философии» конференции FIT-M, посвященной проблематике моделирования сложных систем\nна самом деле это первый мой такой опыт — не просто выступить модератором/медиатором секции, а собрать команду из крутых спикеров, каждый из которых имеет свое неповторимое видение проблемы, о которой — явно или фоново — думаешь постоянно и в самых разных ракурсах, да еще и придумать повестку, которая объединила бы всех исследователей, предоставив им общую почву для обсуждений. А обсуждать эту тему мы будем вместе с Кети Чухров, Дианой Гаспарян, Олесей Кирчик, Дмитрием Сошниковым и Евгенией Сусловой\nописание секции такое:\nХайп вокруг искусственного интеллекта затронул не только науку и технологии, но и массовую культуру и гуманитарные исследования. Все чаще говорят о цифровом, алгоритмическом, вычислительном повороте в современном мышлении. Машины внедряются в самые разные направления человеческой жизни от медицины и права до искусства, экономики и политики. Для многих появление «сильного» ИИ, умеющего думать, действовать и осознавать себя, связано с утопическими ожиданиями. Синтетический разум лишен тела и эмоций, он абстрактен, а потому будто бы сможет достичь объективного знания и истины. В то же время множество дискуссий связано с проблематизацией понятия разума, интеллекта в кибернетических и робототехнических исследованиях. Для одних возможность вычленить в человеческой психологии абстрактные структуры познания позволяет построить на их основе модель, способную мыслить лучше, чем человек. Для других само абстрагирование человека сомнительно философски, этически и политически. Одни прославляют независимость интеллекта от тела, а для других тело — неизбежный посредник между разумом и миром. Кто-то стремится формализовать разум, превратив его в массив дискретных операций и процедур, а кто-то считает, что разум по определению является аналоговым и контекстуальным. Резюмируя эти дискуссии, можно сказать, что поиск универсальных кибернетических структур — своего рода дизайн интеллекта — стал основной задачей в построении научного образа человека. Таким образом, задачи наук об искусственном сегодня и в ближайшем будущем — не столько создать машину по образу и подобию человека, сколько воссоздать человека как абстрактную мыслящую машину. Этим создается перспектива метадизайна интеллекта, в котором инвариантные структуры этой кибернетической системы постоянно пересматриваются, соотносясь с многообразием способов из материальной реализации. Круглый стол посвящен этим и другим вопросам в трансдисциплинарной перспективе. Участники дискуссии с разных точек зрения оценят предпосылки и перспективы ИИ, научного моделирования когнитивных и креативных способностей человека, возможность их автоматизации и воспроизведения на искусственных носителях.\nв общем, не сочтите за высокий флекс и приходите завтра: все будет проходить в гибридном формате онлайн и офлайн в корпусе Вышки на Покровке\n// название секции я позаимствовал у Владимира Лефевра — на мой взгляд, довольно неплохо суммирует все эти позывы формализовать и преобразить человека в набор программируемых функциональных структур в духе нынешнего философского кибер-когнитивистского ингуманизма //
о том, как патерналистская медицина находит свое обоснование в ИИ и новых технологиях: \nMobile technology also can track everyday language, and natural language processing and sentiment analysis can then extract patterns and meaning. For instance, a cell phone passively listening to a person’s voice might recognize speech patterns associated with “thought disorder,” thus identifying the beginning of cognitive impairment or a psychotic episode. A machine learning algorithm detected abnormal speech features in free-text samples, quarterly for 2.5 years, from 34 adolescents at high risk for psychosis. With 100% accuracy, the algorithm identified 5 individuals who later developed psychosis, surpassing clinical ratings.7 In depression, negative cognitions (eg, “things are hopeless”) might be identified. A smartphone might possibly forewarn of a major depressive episode by spotting an increased frequency of these distortions in a person’s language, correlating with decreased texting to friends and staying at home based on geolocation.
(при этом, кстати, очень похожий образ киборга представлен в недавнем фильме Oxygen, причем там показан конфликт между человеком и его кибермедицинскими расширениями, а не их успешное слияние / точнее, так: киборгическая система работает слаженно лишь когда помещенная в нее человеческая "биоформа" спит, в иных случаях автоматизированная система подачи препаратов может ввести человеку эвтаназирующий коктейль "космической паллиативной помощи" без его ведома - интересно, что сказали бы на это создатели изначального термина)
вышла подборка книжек для InLiberty - туда вошли самые-самые известные работы о специфике ИИ, его философских и политических аспектах, от аналитической философии до спекулятивных проектов на гранти sci-fi
понятие киборга, которое успешно прижилось в гуманитаристике, возникло из космической гонки:\n‘The Cyborg deliberately incorporates exogenous components extending the self-regulatory control function of the organism in order to adapt it to new environments’ Clynes and Kline created the cyborg technique as a means to alter the bodies of astronauts so they could survive the harsh environment of outer space, an alternative to providing an earthlike environment for space travel.\n<...>\n...humans would be unconsciously injected with drugs to control their physiological functions – a form of artificial homeostasis – so they could explore the vastness of space without cumbersome space suits and other life-support equipment. Artificial organs would further reduce their physiological needs.\nзанятно, что сейчас космические путешествия ассоциируются скорее с отправкой роботов, чем живых людей, пусть даже усовершенствованных
завтра выступаю с короткой лекцией "Мечтают ли андроиды об электросвободе?" для InLiberty ---\n- на ней расскажу, о чем говорят надежды на "сильный" ИИ, как все эти исследования упрощают картину познания и обучения, и почему даже нынешний супербыстрый ИИ нуждается в людях - а еще будет немного о культурных репрезентациях искусственного разума и его отличиях от киборгов и роботов -\n- в общем, такое очень concise изложение моего видения вопроса с т.з. феноменологии, медиатеории и немного биоэтики, приходите
простите, но я не могу перестать орать
Ди Ву об истории взаимосвязи технологий, тел и инвалидности на примере доступного (прозрачного) интерфейса:\nAccess from a disability perspective is fundamentally political. Disabled people constantly find themselves agitating for access to information, technologies, places, and services that presume their needs as not the norm but an exception. Access can cause pain and injuries. It can also force disabled people to make tradeoffs with their privacy. The computer interface, therefore, can be revisited as a site not only of ideologies of augmentation and user-friendliness, but also of politics of restriction, disablement, and surveillance. \n<…>\nFinally, historians may find it generative to engage with the notion of “interdependence,” advocated by many disability activists and scholars as a key analytic between human-technology relationship, in which bodies, environment, and tools are intricately connected. <…> All humans depend on other humans and technological systems. Through this lens, computing histories can problematize notions such as “autonomy” and “self.”\n————\nПоследнее время я все больше сдвигаюсь в сторону disability studies — не только как продуктивного развития биомедицинской феноменологии, но и как бы с другой стороны: читая медиатеоретиков типа Марка Хансена или Вилема Флюссера, я понял, что всякое проживаемое (lived) тело определяется открытыми ему возможностями — которые, в свою очередь, являются технически сконструированными, дающими телу то, что оно может, но при этом небиологическими средствами. Получается, что репертуар сенсорно-моторных действий тела всегда уже сконструирован тем, что будто бы от тела не зависит, и при этом не может существовать вне этого конструирования — своего рода живая иллюстрация дерридеанского различания, которое происходит, никогда не доходя до конца и всегда (в духе неокибернетики Варелы) поддерживая напряжение и нетождественность двух соположенных составляющих (тело/технология). Но, читая об инвалидности, неизлечимых заболеваниях, паллиативе и биоэтике, я прихожу к выводу, что тело определяется не только открытыми возможностями («я могу», как у Мерло-Понти), но и невозможностями («я не могу»), пошатывающими на первый взгляд незыблемую автономию и индивидуальность субъекта. В феноменологии воплощенный субъект и так остается полуоткрытой, гостеприимной системой, состоящей из иммуно-нейрокогнитивно-эмоционально-аффективных сетей — в случае же инвалидности (или заболеваний, приводящих к ней) оказывается так, что эта конститутивная зависимость от внешней поддержки (врачей, сиделок, препаратов, технологий, медико-социальной инфраструктуры в целом) раскрывает неустойчивость и контингентность многочисленных сборок, составляющими которых мы все являемся. И, конечно же, это биоэтическая, чтобы не сказать — биополитическая проблема: нам нужно варьировать свои представления о норме, проблематизировать их, ведь, к примеру, история кибернетики, по сути, началась как история аналогии между машиной и (дисфункциональным, больным) человеком: как считают некоторые, киборги в кибернетике появились как проблема реабилитации и восстановления утраченных телесных возможностей, как, к примеру, у Винера, который пытался заместить у глухих пациентов слух тактильными ощущениями, или когда вместе с Розенблютом моделировал сердечно-сосудистые заболевания с помощью кибернетических формализмов — и даже это все несет в себе стремление нормировать, подвести к норме, завершить некий (очень философский по своему духу) синтез, одновременно учреждающий различие «субъекта» и «мира». [И тут, кстати, очень хочется сказать пару слов про различие киборгов и андроидов в нефилософии Ларюэля, как и о напрашивающихся здесь двух сценариях этики отношения к миноритарности («жалостливом» или «сострадательном») — что было бы очень полезно и для биоэтики тоже. Но, наверное, в другой раз.] Как кажется, феноменология, размытая (или, по Хансену, entangled) с медиа- и критическими биомедицинскими исследованиями, может как-то прояснить эти вопросы
недавно я захотел побывать профессором Брайаном О’Бливионом из сами знаете какого фильма и согласился толкнуть телегу для зомбоящика ——\n— телега (от меня и еще какого-то количества экспетов) была приурочена к речи солнцеликого о защите аватаров граждан во всех метавселенных в порядке, строго оговоренном законодательством Российской Федерации, но изначального контекста эфира я не знал, так что получилось довольно бегло и обобщенно обо всем понемногу: о машинном обучении и энтузиазме вокруг него, перспективах вытеснения людей роботами, опровержении ужасов тиктока и о том, что ИИ — это инструмент аккумуляции и распространения знаний, завязанный на анонимном и низкооплачиваемом труде человека ——\nтак что смотрите меня в легендарном домашнем сеттинге на фоне ширмы с котятками, бонга и алтаря розовых пони\n(оказалось, что телегу сильно порезали и там осталось всего ничего, но все равно пусть будет)
Обновление в нашем syg.ma-канале: «синтетический нейро-текст» Максима Мирошниченко со схемами-иллюстрациями Максима Новикова.
According to some, smell was of greater concern in the West in the past and has only recently become marginalized. The deodorization hypothesis appeals to both ecological changes (the industrial revolution and a shift to urbanization) and cultural changes (the introduction of hygiene policies and other modern innovations) to argue that the repression of smell in the West is a modern phenomenon. This process is said to have begun in the Enlightenment and by the aftermath of World War I culminated in a radical suppression of smell. If this deodorization hypothesis were true, we would predict that smell language became less common after the 1920s. \n(https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661320302771)
друзья, все еще открыт набор на мой курс для InLiberty "Что такое ИИ?". На нем я расскажу о том, как наука моделирует разум и создает его имитации в машинах. А еще мы узнаем, состоится ли восстание роботов (спойлер: нет), и обсудим, вытеснят ли они врачей, судей и чиновников. Пока что работает скидка для ранних пташек - 20%, так что успевайте, будет много всего интересного! 🤖📡💾🧠
(терапевтический пост с нелишним проговариванием установок)\nя долго колебался, стоит ли это опубличивать, но все же: \nс прошлого года я руковожу проектом по исследованию детской паллиативной помощи и инвалидности, в команду которого входят врачи и гуманитарии. Изначально проект планировался как феноменологическое исследование ощущения себя, своего микросоциального окружения, телесности, горизонта скорой смерти, разделения опыта диады, эмпатии и коммуникации; сейчас же это скорее попытка обозначить, осмыслить тему и поставить ключевые вопросы, которые будут выходить за пределы классической биоэтической постановки проблемы, ведь биоэтика всегда или почти всегда отправляется от автономии субъекта как от некоей данности. Именно поэтому она так легко скрещивается с аналитической этикой и метаэтикой, и так сопротивляется феноменологии и другим подходам, акцентирующим полиморфность и динамику развития человека и его отношений со своим окружением\nдля меня «детский паллиатив» — это во многом иллюстрация того, как не работают общепризнанные этические категории: субъективность, дееспособность, рациональность, ведь дети-пациенты хосписов или онкологических отделений больниц оказываются дважды отчужденными — как неизлечимо или тяжело больные и как дети. Вполне справедливо указание на то, что детство — тема неудобоваримая для философии, ведь любая философская концепция разума и автономии экстраполирует опыт взрослого индивида на вообще всех людей; потребовались десятилетия усилий феминизма, квир-теории и disability studies, чтобы показать, что наш будто бы самоочевидный гуманизм на самом деле исключает из числа людей большинство населения земного шара, что быть человеком — значит соответствовать натурализованной и политически вмененной норме и что сейчас философия как никогда нуждается в поиске выразительных средств иного опыта, чем, в том числе, опыт здоровых прямоходящих взрослых людей ———\nв принципе, моя диссертация уже была об этом, когда я пытался «заземлить» контингентность в онтогенезе субъекта, показав, что метафизическая неустойчивость мира в действительности обусловлена таковой человека, его когнитивного/аффективного аппарата — теперь же этот странный опыт хрупкости находит свое наполнение в очень конкретных биомедицинских кейсах, обрамленных горизонтом преждевременности, неопределенности и искажения образа тела, становящегося объектом и одновременно остающегося киборгом среди угасающих социальных интеракций. Конечно, все это создает большую проблему для биоэтики и феноменологии, и для меня это челлендж — совместить разнородные оптики, чтобы выразить некий другой, этически заряженный ингуманизм, построенный на биопсихосоциальной идее сострадания, а не жалости (если опираться на впечатлившее меня различие pity и compassion у Ларюэля) — обо всем этом в следующем году я буду вещать все больше и больше на самых разных конференциях и в новых текстах\nя уже писал на «Ноже» о том, что нужно писать историю медицинского знания с точки зрения пациентов, а не врачей; медицина — это не череда побед, развертываемых внутри тел пациентов-медицинских кейсов или кадавров, а взаимодействие индивидов в контекстах и сеттингах, причем не всегда продуктивное. А объединение тем детства, инвалидности и, скажем, орфанных заболеваний — чрезвычайно сложный для анализа феномен, где потребуются и медицинские, и гуманитарные знания, не говоря об умении смотреть и анализировать и эмически, и этически, используя и теоретический аппарат, и полевую работу\nа кому интересны наши результаты — можете глянуть эту и эту статьи, на подходе еще больше текстов, где мы с нашей командой пытаемся как-то встроить столь комплексную тематику в ландшафт современной гуманитаристики
привет неорационализму от Аны Тешейра Пинто:\nThough it seems counterintuitive, there is a special affinity between probability and psychosis. Paranoia – a central symptom of psychosis, which typically includes persecutory beliefs – is not the opposite of reason but rather an exacerbated version of it. Paranoid ideation, as George E Marcus notes, holds an ambiguous relation to rationality and logic and is often ‘mistaken for or identified with the latter’. From this perspective, the most influential fields of strategic thought, from classical economics to game theory, could be said to have a ‘paranoid potential’. As a mode of social thought, paranoia could be also construed as a pervasive feature of the Cold War legacy, not only mainstream but also wholly commonsensical.\nGame theory, the field which first popularised Bayesian probability, is first and foremost a form of psychology – however, one that black-boxes internal states to operate on observable behaviour alone – whose centre of gravity is, according to Philip Mirowski, a ‘mortal fear of abject capitulation’. Paranoia is, here, defined as a style of interpretation, predicated on ‘subjective need –in particular, the need to defend against the pervasive sense of threat to one’s own autonomy’. This is ‘the fear of being controlled by others rather than in apprehension about lack of self-control, in the fear of giving in to others rather than one’s own unwelcome impulses’. The only way to ‘elude the control’ of these threatening others is via ‘unwavering vigilance’ and ‘hyperactive simulation’ of their thought processes.
Планетарное мышление\nБезос\n«Земля может содержать 10 миллиардов людей, а солнечная система – один триллион человек», — говорит Джефф Безос и предлагает человечеству переезжать в космос. На Землю мы будем возвращаться разве что в качестве туристической экскурсии: посмотреть — и обратно в космос.\nВ этой мысли Безоса меня особо заинтересовала цифра 10 млрд: сейчас нас уже 8 млрд, а по расчетам ООН в 2057 году будет уже 10 млрд. То есть если все будет идти своим чередом, то через 36 лет наша Земля будет забита под завязку – что же тогда будет? \nБезосу в 2057 будет 93 года, а его космическая компания Blue Origin к тому моменту будет осваивать космос уже 57 лет: уверен, что за это время вокруг Земли таки будут летать космические города, Маск таки освоит Марс, а Луна превратится в густонаселенную перевалочную станцию и рекламный баннер.\nГейтс\nА вот Билл Гейтс все еще думает о Земле: он спонсирует гарвардский эксперимент, в ходе которого ученые хотят блокировать солнечный свет и не давать ему попасть на поверхность Земли. \nГеоинженерия – это набор технологий, которые позволяют изменять физические свойства Земли на глобальном масштабе, например, вызывать дождь на больших территориях или захватывать углекислый газ из атмосферы. В данном случае Гейтс спонсирует солнечную геоинженерию: ученые хотят распылить аэрозоль в атмосфере, чтобы он работал как отражающий экран и не пропускал солнечные лучи к поверхности Земли. Теоретически это нужно для регуляции климатических изменений – например, чтобы снизить температуру в выбранном регионе. \nНачать воплощение этой задумки должны были уже в этом году в Швеции, но в последний момент руководство Гарварда посоветовало отложить эксперимент на 2022, чтобы было время на морально-этическую подготовку шведов к таким геоинженерным экспериментам.\nВывод\nМне очень нравятся планетарные масштабы мышления техноолигархов. Какими бы стремными ни казались их концепции и эксперименты, они все равно кажутся мне более здоровыми по сравнению с глобальными амбициями лидеров прошлого: завоевать весь мир — желательно, огнем и мечом. Космический нарратив помогает сплотить людей, дает возможность всем почувствовать себя соседями и земляками.\nИ все же есть что-то зловещее в обещаниях перевезти нас в космос и блокировать Солнце на Земле: кроме космического нарратива, тут явственно просматривается нарратив тотальной власти малой группы людей. Бытие в космосе — как и бытие в метаверсе — делает людей максимально зависимыми от технологий, а технологии подчиняются своим хозяевам. Воздух в космосе будут раздавать люди, а воздух на Земле (пока что) наш общий.
Неистово.
мое знакомство с В. Лефевром началось в 2013, когда я интересовался универсальными формальными теориями субъекта — я тогда думал, что при помощи логики, аналитической философии и формальных дисциплин можно собрать модель субъекта, которая была бы, как говорил сам Л., сравнима по совершенству с разработчиком модели. Тогда его главная работа «Космический субъект» показалась придурковатой фантазией технаря из советской эпохи. Надо сказать, что одновременно с этим я читал СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ Флоренского и считал себя хайдеггерианцем-витгенштейнианцем. \nВ принципе, с тех пор мало что изменилось, хотя есть и кое-что новое: сейчас мне стали куда более интересны локальные странности, которые можно прочитывать через запросы и проблемы англоговорящей теории, да и во всех этих экскурсах меня (человека, прожившего большую часть жизни в Украине и едва знакомого с «русской философией») завлекала именно эта слегка остраняющая экзотичность. В головах советских инженерно-технических мыслителей действительно творились очень странные штуки от киберкоммунистического утопизма до палеоконтакта, уфологии и электромагнитной телепатической передачи информации.\nВпрочем, и философы последних лет мало чем отличаются от советской кибернетики или психологии: я уже писал про обсервационную философию Пятигорского как вариацию аутопоэтического энактивизма, тогда Л. — это советская версия неорационалистического ингуманизма а-ля Негарестани, Роден и другие ̶к̶р̶а̶с̶н̶о̶г̶л̶а̶з̶и̶к̶и̶ ̶и̶ ̶з̶а̶д̶р̶о̶т̶ы̶ сторонники нового осовремененного кибер-трансцендентализма в его наиболее гиперболизированной, китчевой форме. Что же до Л., то он привнес сюда еще немного нью-эйджевого хиппи-просветленчества, ̶д̶о̶с̶т̶о̶й̶н̶о̶г̶о̶ ̶п̶о̶с̶е̶т̶и̶т̶е̶л̶е̶й̶ ̶т̶р̶а̶н̶с̶о̶в̶ы̶х̶ ̶ф̶е̶с̶т̶и̶в̶а̶л̶е̶й̶ ̶и̶ ̶р̶е̶й̶в̶о̶в̶, приправленного эпопеей о том, как альтруистичные (насколько вообще могут быть альтруистичными сверхиндивидуальные новообразования) космические системы сообща одолевают энтропию, и это, конечно, более чем занятно и заслуживает не только коленопреклоненного пережевывания Великих Мыслей Великого Белого Мужика, но и иронической, слегка даже издевательской реконструкции как предчувствия пост- и ингуманизма 2000-х-2020-х.\nА это все к чему? К тому, что 6 декабря на алгоритмическом семинаре ИГИТИ я немного расскажу о Лефевре, его рефлексивной биокосмологии и сопряженной с ней формальной биоэтике негэнтропии в ключе ингуманизма, чтобы обсудить, откуда вообще в советской науке появилась такая монструозная теория, чем она может быть полезна современной философии и в чем ее (фатальный) разрыв с феноменологией (которую Л. ругал как мог на очень разных основаниях). Во многом это обсуждение будет приурочено и к моей огромной статье о Л., которая однажды выйдет в Russian Studies in Philosophy.
🦾 Тэцуо, железный человек (1989)\nВсем (или почти всем) известная классика японского боди-хоррора в особом представлении не нуждается. Я сам буквально вчера узнал, что это первая часть целой трилогии, так что удовольствия от зрелища смеси плоти и ржавого металла будет втрое больше! Остается только добавить, что, как и «Кислород», «Тэцуо» показывает темную сторону гибридной технобиологической жизни (или нежизни). Шинья Цукамото не жалеет выразительных средств, чтобы показать хтонь принудительной киборгизации. Это совсем не футуристическое слияние с безупречно отлаженной технологией. Металл рвет на куски сопротивляющуюся плоть, и это сопровождается гипертрофированными страданиями протагониста — чтобы в конце он и его frenemy срослись вместе, объявив войну всему миру. Поучительная история для обращения технооптимистов.\n📼 V/H/S/94 (2021)\nУже ставший культовым, «кассетный» слэшер нещадно эксплуатирует ретровейв-эстетику, из раза в раз все более остроумно, забористо и кроваво. В целом, каждая часть франшизы говорит о техно-хорроре, образуя собственный канон городских легенд о видеозаписях, превращающих своих зрителей в ритуальных убийц. Но органичнее (sic) всего в эту подборку встраивается новелла «Испытуемая» ("The Subject"), снятая индонезийцем Тимо Тьяджанто. Хотя сюжет начинается с весьма досадной фабулы «сумасшедшего профессора», дальнейшие события расставляют роли совсем по-другому. Можно сказать, что посыл этой новеллы феминистский и антиколониальный, но подан в эффектной обертке кибер-ужастика. Движение камеры от лица перепуганной и пытающейся выжить главной героини обыгрывает POV сразу всех популярных шутеров, с той только разницей, что монстрами в ней оказались члены военизированного подразделения, которых почему-то совсем не жалко.
в следующую среду веду ̶т̶е̶л̶е̶п̶а̶т̶и̶ч̶е̶с̶к̶у̶ю̶ ̶п̶е̶р̶е̶д̶а̶ч̶у̶ эфир на Яндекс.Кью - буду отвечать на ваши вопросики про то, как жить, если ты робот или кибер-слизевик, а еще про натренированную нейропластичность, биоэтику и прочее такое. Жду всех 29 сентября в 19 часов! 💊🤖🧠
Достижения телемедицины: хирург из Лондона удаленно провел операцию на банане в Калифорнии. \nНадеюсь, для банана все прошло без осложнений, шлю лучи здоровья 🙌🏻\n(на самом деле это просто демонстрация возможностей удаленной хирургии; благодаря 5G-связи, которая работает с минимальными задержками, такие операции станут реальностью для хирургов)
Видео дня: Дэвид Кроненберг снял одноминутный фильм о встрече со своим трупом\n«Иметь возможность поцеловать свой труп — это, без всяких сомнений, фантастика. Всем нужно такое», — считает режиссер.\nhttps://knife.media/the-death-of-david-cronenberg/
существование аппарата ивл для канареек, пострадавших от удушливых газов в шахте, немного примиряет с существованием человечества
пробежался по "Математической теории связи" Шеннона. Интересно наблюдать, как почти очевидные понятия - информация, коммуникация, обратная связь, система, сигнал/шум - впервые находят свои определения. При этом, хотя они истерли свои инженерно-технические значения, они вносили сильные модификации в картину мира: информация для Винера была одним из фундаментальных понятий наряду с материей, пространством и временем. Можно увидеть в этом примеры гуссерлевско-дерридашно-ришировских символических учреждений - общеразделимых абстракций, которыми пользуются не задумываясь и не реконструируя вшитых в них логико-семантических ходов. Но любопытно, что эти концепты не только употребляются без детализации их значения - хотя периодически делаются попытки заново расчертить их границы и инвертировать присущие им коннотации - они еще и дирижируют нашими научными и повседневными представлениями: нам нужна информация, как психологические/экономические субъекты мы подаем и считываем сигналы, нам важна подлинная коммуникация
К вопросу о том, как скоро искусственный интеллект заменит программистов. \nGitHub, крупнейший сервис для хостинга it-проектов, сообщает, что около трети всего нового кода на его платформе созданы с помощью AI-инструмента Copilot, который помогает дописать уже имеющийся код с помощью технологий машинного обучения. Copilot построен на основе алгоритмов, обученных на терабайтах открытого исходного кода. \nGitHub планирует развернуть поддержку Copilot на все популярные языки программирования, включая Java. Сейчас система работает с Python, JavaScript, TypeScript, Ruby и Go.\nПоловина из тех, кто попробовал Copilot, продолжили использовать его на постоянной основе. Однако 40% кода, созданного Copilot, содержат уязвимости кибербезопасности. Впрочем, люди тоже далеки от совершенства: по одной из оценок средний разработчик делает 70 ошибок на 1000 строк кода.\nЖурналисты Axios приходят к выводу, что хотя система и является полезным помощником в работе, но в ближайшее время не заменит человеческих разработчиков.
Некоторое время назад на Storytel вышел новый сезон "Нейрокаста" Даши Демехиной - подкаста о нейротехнологиях и их влиянии на нашу жизнь. Я поучаствовал в записи одного из эпизодов. Разговор вышел долгим, потому получилось аж два выпуска. \nВ первом выпуске мы поговорили о понятии нейрокультуры и о том, как связаны нейрофизиология, современный менеджмент и капитализм. Попутно немного рассказал про культуру "новых грустных" (привет от Марка Фишера), нейрофеноменологию настоящего и о том, как перевести на язык психологии, медитации и осознанности скучные выкладки немецких и французских феноменологов.\nВо второй части мы обсудили, почему каждый из нас - нейрофилософ, а еще я немного пояснил за психоделию и метапрограммирование сознания, и накидал идей про когнитивные утопии. Получилось довольно забористо и насыщенно, так что слушайте! 🧠
Здоровый ребенок родился от женщины с мертвым мозгом, о чем нам сообщает майский Am J Case Rep. В медицинской литературе описано немногим более 30 эпизодов, когда у беременной женщины случалась смерть мозга, а плод оставался живым, и тогда врачи прибегали к искусственной поддержке функций организма матери, чтобы дать плоду и дальше развиваться в утробе. \nВ течение всего срока такой необычной беременности медикам приходится решать вопросы гомеостаза материнского организма: механическая вентиляция, постоянная доставка крови в плаценту, обеспечение питательными веществами, витаминами и микроэлементами, поддержание pH, поступление гормонов, регуляция температуры тела, защита от инфекций и загрязнений, вывод отходов и прочее. \nПри этом большинство исходов положительные, то есть плод успешно доводили до стадии, когда можно было делать кесарево сечение и вызволять младенца на свет.\nНа этот раз подвиг совершили чешские врачи, у них родилась здоровая девочка. И, похоже, они обновили рекорд: их соматическая поддержка длилась 117 суток. До чешской публикации самым долгим периодом, известным мне, был кейс из ОАЭ от 2013 г, там поддержка длилась 110 дней. \nХотя сильнее впечатляла статья 1989 года – медики из больницы в г. Берлингтон, Вермонт (США) поддерживали плод 107 суток, начиная с возраста 15 недель. Сильнее, потому что тридцать лет назад возможности медицины были другие. В начале десятых я даже связался с автором, он заверил меня, что ребенка наблюдали еще несколько лет и он развивался нормально. \nЧехи подробно описывают свою работу, какие технические и этические проблемы им приходилось решать, и замечают, что такого рода случаи пока очень редки, однако они будут становится все более распространенными.
через пару часов в ДК Рассвет будет мой небольшой free improv про системы наблюдения, машинное зрение и автоматизацию полицейской науки, совместно с Катей Никитиной и Даниилом Аронсоном - \n- вообще фильм All Light, Everywhere (о котором я тележил позавчера) рассказывает примерно о том же, о чем пишут Галисон и Дастон, говоря о механической объективности: с самого момента изобретения фотоаппарата возможность механического создания изображений объектов использовалась в науке и криминалистике, чтобы увидеть нечто общее в разнообразных явлениях - попросту говоря, получить объективный образ человека. Немудрено, что именно такие персонажи, как Фрэнсис Гальтон и Альфонс Бертильон использовали эти технологии для дрессировки и совершенствования человеческой породы \n// сегодня попробую накидать несколько тезисов об этом и о том, как это генетически связано с современной политикой наблюдаемости, предсказуемости и прозрачности
новости ̶п̶с̶е̶в̶д̶о̶науки
YES ZPG ̶(̶н̶я̶,̶ ̶с̶м̶е̶р̶т̶ь̶)̶
Когда сердца бьются в такт\nСчитается, что естественные флуктуации сердцебиения обусловлены автономными процессами. \nАвторы исследования предположили, что направление фокуса внимания и соответствующая когнитивная обработка (conscious processing) информации могут модулировать сердцебиение (heart rate). \nУ испытуемых, которым предъявляли один и тот же аудио или аудиовизуальный нарративный стимул, наблюдалась существенная межсубъектная корреляция сердцебиения (Inter-Subject Correlation of Heart Rate, ISC-HR). ISC-HR снижался когда респонденты отвлекались, и был низким у респондентов с нарушениями сознания. \nЕсли таки heart rate как-то модулируется вниманием и мышлением, то в теории можно использовать это как маркер для оценки уровня сознания для тех же пациентов в коме или вегетативном состоянии.\nhttps://bit.ly/2YY8r7f\n#perception #behavior #consciousness
сегодня в ЦДК немного расскажу о военной кибернетике, исследованиях операций (operations research), командах/контроле/коммуникации (CCC) и о том, как кибернетическое понимание взаимодействия систем дополняет определение врага как того, кто ставит под сомнение мое существование. Это будет небольшой теоретической затравкой к показу фильма All Light, Everywhere (2020) в рамках кинофестиваля MIEFF. А послезавтра поучаствую в дискуссии о чрезвычайном положении как основной структуре настоящего времени.\nвообще мои интересы сейчас диктуются написанием статьи о неокибернетике Владимира Лефевра - психолога, математика и космиста. Он разработал советский аналог теории игр и анализировал конфликтные взаимодействия систем, говоря, что они не обязательно должны быть людьми. Его наработки использовались в создании советскими военными рефлексивного контроля - стратегии внушения противнику ложной модели своего поведения, чтобы нанести неожиданный удар, когда его никто не ожидал. \nвсе это содержит сильную моралистскую составляющую: формализовать и автоматизировать действие, чтобы научить всех действовать правильно. Человеческие эвристики превращаются в программируемые абстракции, затем используемые для упрочения общества контроля и наблюдаемости. Об этом тоже расскажу сегодня, и отмечу, что этот весь морализм часто оказывается помножен на антигуманную телеологию в духе сериала "Утопия" или идеал zero populaton growth, как у основоположника биоэтики Вана Ренсселера Поттера.\nпожалуй, приберегу свои последние находки для новых постов, а сегодня и во вторник приходите
вместе с другими спикерами летней программы InLiberty накидал небольшую подборку занятных материалов про ИИ. Туда вошли две книжки: Джон Хогленд об истоках "старого доброго ИИ" (GOFAI), хрестоматичная пессимистическая книжка Хьюьберта Дрейфуса, один тикток (A.I. Drawings), один музыкальный альбом (Holly Herndon - PROTO) и галерея нейросетевого искусства (Яндекс)
Способность использовать свой мозг для мышления, — так же, как и руки для труда, как язык для говорения, — это от начала до конца, на все сто процентов, общественный продукт, деятельная функция общественного человека. Эта функция определяется не самой по себе морфологической организацией тела индивида, а организацией той грандиозно сложной системы, которая на языке науки именуется «совокупность общественных отношений между людьми». И эта система включает в себя, кроме массы людей, связанных между собою взаимными отношениями, еще и всю ту совокупность орудий труда, машин и предметов потребления, в производстве коих эти отношения только и формируются. \n«Мышление» есть деятельная функция этой системы. Производная от ее структуры, от ее «морфологии», от ее организации, от ее потребностей и возможностей. Сам мыслящий индивидуум — только орган этой системы. \nПоэтому степень и мера развития способности мыслить в отдельном индивидууме определяются вовсе не его индивидуально-морфологическими особенностями, а совсем иными обстоятельствами. И прежде всего объемом той сферы (области) культуры, которую этот индивидуум лично усвоил, превратил в личное достояние. Последнее же определяется опять-таки не биохимическими особенностями его тела, а только социальными условиями — формой разделения труда. Мышление всегда было и остается индивидуально осуществляемой функцией общего всем людям тела цивилизации \nс 267\nИльенков. Машина и человек, кибернетика и философия «Ленинская теория отражения и современная наука». Москва, 1966, с. 263-284\n#rawreading\nоч важный текст, им серьёзно занимаются коллеги, а я читаю и думаю, что для меня он здорово работает с текстами в духе альтернативной киборгизации, Харауэй и всякого такого
Правительство разрабатывает программу по вживлению в мозг микрочипов\nПравительство России разрабатывает новую федеральную программу, которая в том числе предполагает вживление в мозг человека микрокомпьютеров для прямой передачи информации с внешних устройств, сообщает «Коммерсантъ».\nПо словам источника издания, близкого к Минобрнауки, при ведомстве создана рабочая группа для проработки новой федеральной программы «Мозг, здоровье, интеллект, инновации на 2021–2029 годы». Документ разработан Российской академией наук (РАН) совместно с МГУ, его уже в марте одобрил Владимир Путин.\nПроект предполагает в том числе развитие технологий нейроинтерфейсов (brain-computer interface — BCI) — это набор программно-аппаратных комплексов, позволяющих управлять внешними устройствами (компьютером или экзоскелетом) напрямую с помощью электрических сигналов мозга, которые трансформируются в команды управления при помощи технологий искусственного интеллекта.\nАвторы заявляют о необходимости наращивания научной базы по этим технологиям и массового выпуска передовых прототипов. В частности, планируется создание «интерфейсов «человек—техника» для управления сложными системами (самолеты, АЭС, автомобили) как непосредственно, так и удаленно, по принципу дистанционного присутствия, аватара».\nСтоимость программы оценивается в 54 млрд рублей, средства на нее планируется выделить из нацпроектов «Наука», «Демография», «Здравоохранение», «Производительность труда и поддержка занятости» и «Цифровая экономика»\nhttps://mbk-news.appspot.com/news/chipiruyutvseh/
Скончался Ричард Левонтин, генетик и один из классиков эволюционной теории, ученик Добржанского, носитель недюжинного ума и заблуждений, с которыми не хотел расставаться. Позади великие битвы 1970-80-х против Уилсона и Докинза, совместная работа с Гулдом. \nПервые двое живы, а Левонтин и Гулд нет. Может даже показаться, что последние проиграли. Я так не думаю. Они смотрели чуть глубже, чем это делал Докинз. Да и Уилсон позже во многом пересмотрел свои взгляды. \nПо случаю ссылка на эпохальную статью Гулда и Левонтина от 1979 года, где они атаковали адаптационистский подход, согласно которому все особенности организмов есть следствие эволюционной адаптации. Тогда идею побочных эффектов, неадаптивных признаков нужно было утверждать. Сегодня она кажется очевидной. А Кунин, например, и вовсе считает, что адаптации не так важны для эволюции, как процессы из области неравновесной термодинамики.\nСтатья Гулда и Левонтина "Спандрели Сан-Марко и панглосская парадигма: критика адаптационистской программы" [pdf] процитирована уже более 10 тысяч раз, стала классикой. Странно, что не нашлось ее перевода на русский. Поверить не могу. \nКраткий обзор статьи\nAdaptionism-30 years after Gould and Lewontin
в принципе, согласен с Дейвом Филлипсом
Устройством нашего мозга можно объяснить примерно все. Или нет. Исследователь Максим Мирошниченко советует пять очень разных книг, каждая из которых по-своему раскручивает расхожие истины когнитивных наук.\nhttp://amp.gs/jjxYG
делюсь видеозаписью нашей пятничной беседы на Ars Electronica со Стасом Шурипой, Маргаритой Кулевой, Николаем Дыбовским, Денисом Епифанцевым и Сашей Першеевой о будущем медиа, где я тележу о том, как философия, кибернетика и новые медиа кэнселят человечество, и о том, что нам все равно нужно объединять объективацию и кибернетизацию с first person perspective