Революция, героизм, мертвецы, праздники и другие интересные вещи by @sweet_tragic_bitter
фонды гарфа таят прекрасное, например: \n"выписка из протокола заседания Совнаркома от 8 мая 1923 г. и постановление Совнаркома от 20 июня 1923 г. об отпуске средств на закупку подарков Далай-Ламе и членам Тибетского правительства, ходатайство Наркомата иностранных дел по этому вопросу" (ф. Р130, оп. 29, д. 282)
а еще есть мастер-сайт про помощь беженцам, собранный выпускницей ЦЕУ, и программа Threatened Scholars Integration Initiative, которая тоже может кому-то пригодиться.
на похороны фрунзе привели его коня 😥\n(источник фото)
cancel culture по-пролетарски: \n"... Года два тому назад мы в Пролеткульте полушутя, полусерьезно обсуждали, какое наказание следует вынести человеку, глубоко провинившемуся перед обществом и другим человеком. Мы даже инсценировали нечто вроде суда. Был предложен такой приговор: «если он талантливый оратор, мы не будем его слушать; если он ученый, мы не будем пользоваться его работами; если он художник, не будем смотреть его картины» – до известного, понятно, времени: пока он не осознает свои вины перед коллективом. В будущем обществе такого рода наказания будут представляться чрезвычайно грозным, и не меньшим, чем такие, как изгнание дикаря из своей родовой общины"\nИ. Кан в прениях по докладу Е. Преображенского "О материальной базе культуры в социалистическом обществе", 1923
если вдруг вы когда-нибудь задавались вопросом о том, почему, например, в праге или в париже можно устраивать пикники на городских газонах и ходить не по дорожке через парк, а в москве, например, нельзя, – обнаружен ответ! опубликованный в журнале "Коммунальное Хозяйство" за 1923 год.\nСогласно постановлению Президиума Моск. Совета РК и КД от 29 июня 1923 г., на бульварах и скверах, в общественных садах, парках, рощах и на кладбищах воспрещается:\n"1) ходить, сидет и лежать на траве и газонах;\n2) ломать деревья и сучья, рвать ветки и цветы, косить и рвать траву;\n3) пасти домашний скот, привязывать к деревьям лошадей и водить собак без привязи;\n4) ломать и портить надписями садовые скамейки, решетки;\n5) сорить на дорожках, бросать бумагу, окурки, пустые коробки, шелуху от подсолнухов, скорлупу от орехов, косточки от ягод и проч.;\n6) ездить по дорожкам для пешеходов на велосипедах, верхом или в экипажах;\n7) устраивать игры, за исключением мест, специально для сего отведенных;\n8) ловить и как бы то ни было уничтожать птиц и их гнезда;\n9) купать в прудах животных" \nвсе это запрещается под угрозой солидного штрафа в 25 рублей.\nчто мне нравится в журнале "Коммунальное Хозяйство", так это супер-яркие косвенные свидетельства повседневной жизни, которые он ненароком раскрывает. так и вижу этого нарушителя: с лошади слез, к дереву привязал, через плечо семечками поплевывает, сначала общественную траву покосил, а потом давай на ней валяться. а убирать за собой, деревенщина, не обучен. \nкомментарии о связях города с деревней в пореволюционной россии, любви к запретительным мерам и замечательной неизменности некоторых вещей придумайте сами.
из всех макабрических тем почему-то тяжелее всего дается история о пропаганде кремации в ссср.\nдля отвлечения – картинка: проект ленинградского крематория за авторством а. и. гегелло, 1930 год. больше всего удивляет разительное сходство с гранитным мавзолеем ленина, который как раз в 1930-м был закончен. интересно, гегелло сознательно процитировал щусева, или просто в воздухе что-то витало? (и ветер шелестел в березках: "давайте строить зиккурат")
перенесемся на минуточку поближе к дому, на родную советскую почву. в дружественном фейсбуке расшарили ссылку на совершенно потрясный автобиографический материал, который я тоже хочу расшарить. признаюсь, начала я его читать в надежде набрать фактуры для диссертации, но оказалось, что текст гораздо более общечеловеческий, чем мои макабрические интересы.\nтекст – автобиография евдокии макаровой, крестьянской дочери, которая прожила первую мировую, революцию, коллективизацию, великую отечественную, повидала всякого, а в шестьдесят лет решила описать свою жизнь. \nпримечательна, во-первых, сама ситуация. дневники и автобиографии крестьян встречаются реже, чем написанные интеллигентами, женские тексты – реже мужских, а "большие события" часто обходят индивидуальную биографию стороной и в личных записках не отражаются. в данном случае имеет место какой-то фантастический флэш-рояль, универсальный пример на все и сразу, захочешь – не придумаешь. как будто заговорил учебник. или пословица, та самая, где "бабы в поле рожали".\nкроме того, текст написан, с одной стороны, очень четко, ясно и структурно, а с другой – обладает индивидуальным стилем и вовсе не лишен эмоций. в итоге держит в напряжении до последних страниц, хотя вроде как история двадцатого века в общих чертах известна.\nдаже не знаю, что меня поразило больше всего. совершенно голливудский сторилайн? (а эта история просто реально заявка на оскар) или бесконечное расстояние, отделяющее тридцатилетнюю меня в 2020-м году от тридцатилетней евдокии в 1937-м? или тот факт, что я в принципе способна ее понять? сказать сложно, но к прочтению очень рекомендую (если у вас есть пара свободных часов). наверняка вас тоже что-нибудь поразит.
немного дневников про похороны (а то зачем мы все здесь собрались\nФевраль 1920, аноним: Смертность поэтому большая, а гробов тоже нет. Недавно на этой почве было такое происшествие: у красноармейца умерли в больнице жена и ребенок. Он почему-то повздорил из за похорон с милиционером. Тот его смертельно ранил. Убитому и его семье устроили торжественные похороны; гробы были обиты красной материей. После похорон пришла милиция разрыла могилу и выбросила покойников из гробов, которые забрала.\nНикита Окунев, 11 марта 1920: ... Я слышал несколько лет тому назад в приятельской компании рассказ артиста М.М. Климова о том, как еврей рекламировал похоронное бюро. По «четвертому разряду» программа была такая: «погода шкверная, катафалк в одну лошадь, покойник сам правит».\nМихаил Пришвин, 9 марта 1922: Умер рабочий Смоляков, коммунист. Завещал похороны свои предоставить партии, чем очень всех удивил, потому что семья большая, дочери невесты и на всю семью ляжет тень, что отец был безбожник, еще дочь замуж не возьмут. У всех было убеждение, что он и в партии состоял из выгоды, а вот умер, и люди думают. Пономариха сказала такой случай: "Тоже умирал так коммунист и захотел вернуться назад в православную веру, позвали священника. «Перекрестись!» — велел священник. Коммунист перекрестился, и вдруг у него отнялись руки."
по данным одного милого полуакадемического источника, сегодня квартиди, 24 жерминаля (в другом милом переводе, "прозябательного месяца", что в этом году в европе на 100% верно). всех с днем сурепки!\nфранцузский революционный календарь – вообще забавная тема. вводили его, во-первых, для борьбы с религиозными пережитками, во-вторых, чтобы реальность лучше соответствовала идее. вместо недостаточно десятичных, устаревших и вообще нелогичных семидневных недель ввели более аккуратные десятидневные декады, а вместо отживших свое праздников типа дня святого георгия – рациональные и социально полезные Дни Семьи, Любви и Верности (ну почти, на самом деле существовали такие праздники, как день стариков, день брака или день детей). и так далее.\nразумеется, инновации сталкивались с сопротивлением. основной проблемой стало резкое сокращение выходных: если раньше за 14 дней ты отдыхал дважды, то с введением декад получался только один день отдыха, а это утомительно, особенно при работе в полях. кроме того, декади ломали веками установленные привычки – например, организацию ярмарочных дней и торговли. ну и, конечно, было недовольство чисто политического толка.\nнапример, формой активизма стало нарядиться в воскресное платье и эпатажно прогуливаться по улицам в "бывшее воскресенье" (ci-devant dimanche), которое теперь приходилось, например, на среду (то есть, извините, "триди"). а по декадам, когда предписывалось отдыхать, многие, наоборот, предпочитали работать – и специальная полиция ходила и проверяла, у кого там лавка открыта, и штрафы накладывала. при этом соблюдение воскресных дней, то есть уважение к религии, считалось более контрреволюционным, чем несоблюдение декади.\nс запретом на определенную деятельность были порой связаны довольно драматичные моменты. например, в июле 1798-го проводить ярмарки по воскресеньям уже запретили, а новые разрешенные даты – которые, разумеется, должны были спустить сверху – еще не назначили, что привело в отдельных местах чуть ли не к голоду, потому что купить зерно было просто негде. но чаще все же процесс выглядел скорее иронично – и очень в духе, опять же, современных ковидных ограничений, когда продукты продавать можно, а носки или там тетрадки нельзя. так, по декадам можно было работать булочникам, мясникам и трактирщикам, то есть представителям "жизненно необходимой" торговли. а вот иметь открытый танцзал запрещалось, потому что это вредит общественной морали. \nсамая ржака тут, естественно, в том, что революционные законодатели буквально воспроизводили католические запреты на сатанинские развлечения по воскресеньям – и одновременно пытались с ними размежеваться. мол, попы закрывали дискотеки и запрещали играть в карты, чтобы защитить "суеверия" и "предрассудки", а мы хотим поспособствовать саморазвитию наших граждан. но эффект был тот же, а идеалистический рационализм революционных законодателей раз за разом разбивался о непослушную и неидеальную реальность. так что наполеоновскую эпоху инновация не пережила. только отдельные твиттер-энтузиасты все еще сообщают нам, какой сегодня день в году от создания первой республики CCXXIX.
многие знают истории про "коммунистические имена" на лютом новоязе, которые (якобы или по правде) начали давать новорожденным в 1920е. розы и клары, владлены и нинели, а также мэлсы, мараты прочие анекдотические даздрапермы просто-таки наводнили советскую россию. \nв революционной франции такие кейсы тоже случались, но случай, который мне подвернулся сейчас, любопытен по другой причине: тут речь идет не просто о поименовании младенца новым, идейно выверенным именем, а о полноценном обряде переименования. \nв январе 1794 года в коммуне элинкур-сент-маргерит (почему-то не сан-кюлот) некий гражданин эннон, известный также как дюбуа, официально "раскрестил" четверых своих детей по случаю рождения пятого. в присутствии их крестных родителей он дал им новые имена: руссо, брут, марат, лепеллетье и вольтер. объяснил он этот акт гражданского волеизъявления тем, что святые-де ничем себя не зарекомендовали, в отличие от философов и героев, а значит, и память о них хранить смысла нет.
сегодня я узнала, что руже де лиль – автор "марсельезы" – во-первых, дожил аж до 1836 года, во-вторых, имел сложные отношения с монархией (наполеона и первую империю осуждал, а во время реставрации сочинил хвалебную оду королю), в-третьих, перелагал французскими стихами басни крылова, а в-четвертых, был торжественно перезахоронен третьей республикой в доме инвалидов, неподалеку от наполеона, который был ему так несимпатичен. все же, если ты, родившись в 18 веке, ухитрился перевалить рубеж семидесятилетнего возраста, твоя биография, скорее всего, очень извилиста.
к вопросу о том, что "наши прадеды были железные, ничего их не брало, а все потому, что в поле пахали и на заводе работали, не то что ваши творческие профессии".\nдо первой мировой войны доктор Д. Н. Жбанков много писал о самоубийствах и их статистике в российской империи. по его подсчетам, 61,8% всех самоубийц были люди "несостоятельные" (рабочие, крестьяне, прислуга); 10,6% приходилось на "состоятельных", в том числе, кстати, церковников; 9,9% – студенты, 7% – чиновники, 6,2% – военные и полицейские, и только на самом распоследнем месте с 4,7% – представители свободных профессий.\nк этой статистике, конечно, стоит относиться аккуратно, ведь в другом месте он же пишет о том, что причины более 60% самоубийств в петербурге, москве и одессе определить не представляется возможным. но даже при таком подходе 26,4% самоубийц были движимы экономическими причинами, и почти столько же (25%) – политическими, после революции 1905 года. а всякая романтика тащится в хвосте. так что не в декадентстве дело. (статистически говоря)
"красная смерть", но не то, что вы подумали. \nзадолго до большевиков, жертв революции и огненного погребения, а именно в 1911 году, саратовские газеты описывали странный случай: пропавший из своего дома извозчик иван кабанкин был обнаружен мертвым под порогом конюшни, и следствие заподозрило, что он погиб в результате ритуального убийства, совершенного старообрядцами-бегунами.\nпрактиковались ли ритуальные религиозные убийства у русских, кто такие вообще "бегуны-странники" и "душилы" (не путать с душнилами), и при чем тут бонч-бруевич – в статье игоря кузинера в свежем "антропологическом форуме". понравится всем маленьким любителям смертеведения, таким как я и ты, милый читатель!
небольшой анонс: сегодня в 19 мск – онлайн-лекция Алексея Юрчака про Ленина и мавзолей в рамках «Шанинских сред», нужно только зарегистрироваться. я пойду!
прикольно, что во многих академических трудах история казни Дамьена путем разрывания лошадьми в 1757 году преподносится как некий поворотный момент, событие, потрясшее общество и сдвинувшее общественное мнение в сторону гуманной гильотины. \nа вот тот факт, что, так сказать, en pleine révolution, в 1790-м году, одного мятежного швейцарца из Женевы приговорили к казни колесованием (и, судя по всему, привели приговор в исполнение), что-то все помалкивают. а, может быть, доктор Гильотен именно тогда стоял за занавесочкой и ужасался!
К текущему бумажно-типографскому кризису: «Коммерсантъ-Weekend» о том, на что не хватило бумаги Бунину, Ахматовой, Бабелю и другим\n«А так как мне бумаги не хватило, я на твоем пишу черновике». Это строки Анны Ахматовой из посвящения к «Поэме без героя», написанные в декабре 1940 года. Слова о нехватке бумаги кажутся поэтическим образом: из «чужого» черновика в поэму начинают проступать слова из прошлого. Были, однако, у этого образа и биографические обстоятельства: за несколько месяцев до этого, в августе 1940-го, Корней Чуковский записал в дневнике слова Ахматовой: «Моей второй книги не будет: говорят, нет бумаги, но это из вежливости».\nhttps://www.kommersant.ru/doc/5292380
в книге дальше приводится множество примеров того, как лучшие, без шуток, умы своего поколения – руссо, например – яростно отстаивали паприродность и исключение женщины из политической, то есть всякой общественной, жизни. формулировки до боли знакомые, хоть сейчас в твиттер. но прогресс неостановим, вот почему я пишу вам все это, простая русская баба, получивши образование, работу и пирог с грушей, чего и всем читательницам и читателям желаю в этот светлый праздник весны.
как лучше всего обойтись с людьми, страдающими от военной травмы (shell shock, контузии, птср, алкоголизм/морфинизм, вызванные опытом первой мировой)? отвечают раннесоветские эксперты:\nHard-pressed officials outside the hospital saw little point in spending money and time on the care of such people. Exile seemed an ideal way out. Failing that, insisted a member of the Moscow Soviet, the best way to deal with these people was \'to stand over them with a loaded Mauser in your hand\'.\n(Catherine Merridale, The collective mind: Trauma and shell-shock in twentieth-century Russia, 2000)
Кроме того:\n- польская Академия Наук запустила программу солидарности с учеными из Украины; \n- немецкий Федеральный фонд защиты природы открыл стипендию по своей теме для украинских магистрантов и PhD-студентов;\n- юрфак Университета Санкт-Галлен, Швейцария, ищет исследователя по Украине, специалиста в области международного права;\n- Университет Гёте во Франкфурте приглашает пять постдоков из Украины, специализирующихся на религиозной истории средневековья и раннего Нового времени;\n- Музей юмора и сатиры в Габрово, Болгария, приглашает на работу музейных работников, кураторов, историков искусства и студентов в этих направлениях.
французская революционная гильотина была спроектирована так, чтобы минимизировать страдания казнимого. но заодно повезло и палачу, которому при старом порядке было по должности положено мучить человека: из bourreau (расхожее и ругательное слово, обозначающее страшного и ненавидимого "заплечных дел мастера") он превращался в официального и отстраненного exécuteur, приличного чиновника, который никому ногтей щипцами не вырывает и вообще просто исполняет свой долг перед страной и законом. \nнеожиданным следствием такой перемены стало позволение палачу избираться в народное собрание – наряду с такими категориями граждан, как евреи и, например, актеры. как меланхолически отмечает по этому поводу даниэль арасс, "в этом ряду только палач стоял в единственном числе."\nкартинка для разнообразия немецкая, из 1550-го года – то есть за двести с лишним лет до описываемых событий
ух, год заканчивается, диссертация отправлена в систему электронной отправки диссертаций, самое время подвести итоги чего-нибудь, например, самых классных русских народных пословиц и поговорок про смерть из словаря Даля!\nзнаете, что такое "деревянный пирог с мясной начинкой"? а "несут корыто, другим покрыто"? (подсказка: г_р_о_б)\nа как вам воодушевляющие стихи вроде "тяни лямку, пока не выкопают ямку"? "закрыть глазки, да лечь на салазки"? "жил-был пожил, да и ножки съежил"? "умирать — не лапти ковырять (т. е. не мудрено): лег под образа, да выпучил глаза, и дело с концом." все-таки сильная вещь рифма, что ни говори. \nили вот назидательное напоминание "живи — почесывайся, умрешь — свербеть не станет." богат русский народ на выразительные метафоры.\nзакончу философским: "Узка дверь в могилу, а вон — и той нет." так что живите, по возможности, радостно, будьте, пожалуйста, счастливы и ничего не бойтесь. \nв новом году и всегда.
(жаль, не мое)
вот такой симпатичный кубистический грот мог бы возвышаться на месте мавзолея, если бы проект игоря фомина выиграл художественный конкурс. \nпредложений вообще было множество. например, анонимный автор письма в «Известия ВЦИКа» предложил, "чтобы на месте могилы Ленина была построена «громадная башня, наподобие Эйфелевой, и даже выше ее». «Наверху должен вращаться земной шар, а внизу – огромные маховые колеса, воспроизводящие шум и стук фабрик и заводов. Наверху этой башни установить радиотелеграф, способный держать связь со всем миром..." \nа нарком Красин (человек и ледокол) предлагал увековечить память вождя путем закладки в Москве проспекта имени Ленина, который "должен пересечь реку Москву постоянным каменным мостом имени Ленина," упирающимся в Вороьбьевы горы, "которые, может быть, уже теперь следует переименовать в Горы Ленина".
все еще лигу, примеры распоряжений и запретов касательно кладбищ. \n1622, бретонский парламент запрещает приходить на кладбища с огнестрельным оружием. 1650, парламент дижона запрещает сеньору мартиньи-ле-конт "разрешать своим вассалам танцевать на кладбище". 1684, безансонский двор запрещает "всем торговцам" выставлять на кладбище свои товары. 1745, парижский парламент запрещает использовать кладбища под пастбища. \nвсе бы вам запрещать, уважаемые законодатели! нормально же сидели!
Раздельный сбор мусора в РСФСР в 1921 году \n«Мусор предписано нам собрать в кучи и рассортировать на четыре группы: а) гниющие отбросы, б) негниющие отбросы, в) строительный мусор, г) отбросы, могущие гореть. Подумайте, как все предусмотрено! Ну, есть ли что подобное в капиталистических странах?»\nОтрывок из книги: Николай Потапович Окунев. «Дневник москвича. 1920–1924. Книга 2.»
в эпоху телеграма и фейсбука нет-нет да и всплакнешь о том, каким прекрасным ресурсом был в стародавние времена жж. сколько энтузиастов в различных областях не ленились писать полезные и увлекательные простыни текста, которые не теряют своей актуальности до сих пор! и "навряд ли будут когда-либо подобные им". \nнапример, сама уже не понимаю как, но наткнулась на жжшный перевод статьи альфонса олара – классика изучения французской революции – про смерть робеспьера. точней, про обстоятельства, предшествующие его гильотинированию. тизеры: кто стрелял в робеспьера? медицинский отчет о его ранении: глупость или предательство? чей пистолет подарили жандарму ме(р)да и в награду за что? (героя какого произведения как зовут?)\nотдельно доставляет нежная и уважительная переписка в комментах. эх, где мои 17 лет!
вся лента сегодня празднует эмпауермент, но в восемнадцатом веке было не до того. выше я уже где-то цитировала мнения настоящих республиканцев насчет того, как подобает вести себя женщине, – а вот про женщину, которая повела себя не так, как положено.\nлинн хант в своей (очень увлекательной) книжке family romance of the french revolution цитирует правительственную публикацию о шарлотте корде, убийце марата. представьте себе, вы по политическим соображениям собственными руками зарезали тирана, хладнокровно пошли за это на эшафот, а пишут про вас вот так: \n"говорили, что эта женщина красива, но она совершенно нехороша собой. мужеподобная, скорее дюжая, чем свежая, неграциозная, неопрятная, – как и почти все высоколобые философки... шарлотте корде было 25 лет, что по нашим меркам делает ее почти что старой девой, особенно с учетом мужеподобного поведения и мальчишеской внешности... словом, эта женщина сама вышвырнула себя за пределы своего пола"
продолжаю читать жзл про Воровского. вспоминаю себя 10 лет назад, удивлявшуюся, что дипломатические ноты французского правительства в начале 1920х печатались на обеих сторонах листа из-за нехватки бумаги. но удивляться, похоже, было нечего. вот в советской россии идут рассуждения о пролетарской печати: \n"...Со стаканом жидкого чая в руке Воровский строил обширные планы. Он хотел, чтобы Госиздат выпускал и художественную литературу, и научную, и агитационную.\n— Издадим русских классиков, пусть народ читает. Переведем Маркса. Выпустим массу брошюр…\n— А где бумага? — сухо бросал Иван Иванович Скворцов, покручивая ус.\nИ Воровский спускался с заоблачных высот на землю. Он видел перед собой сотни телеграмм с одним-единственным требованием — бумаги. Он вспоминал, что провинциальные газеты печатались на оберточной бумаге…"\nа общий расклад хорошо суммирован фразой, приведенной в другом месте того же бессмертного труда. "несмотря на голод и разруху, жизнь налаживалась."
немного академических новостей. вышла моя статья про похороны во время гражданской войны, читать тут: https://qr.urfu.ru/ojs/index.php/qr/article/view/qr.571\nура! я очень довольна. \nне могу также не отметить, что материалы я начала собирать в 2017, доклад сделала в 2019, а статья вышла в 2021. до чего же удивительно, сколько времени требуется даже для такой крошки-статьи, как эта.\nна фото я во время доклада : )
перечитывая статью даниэля лигу про историю кладбищ, впервые обратила внимание на ее первую часть, где "от адама до революции". а там внезапно классное.\nнапример, знаете ли вы, что в средневековой франции существовали кладбища, на которых нельзя было хоронить? а вот! в 12 веке кладбище при часовне святого губерта в реннском диоцезе служило исключительно "местом убежища", и хоронить на нем было запрещено под страхом отлучения от церкви. (как конкретно это убежище было устроено, статья не уточняет).\nно это бы еще ладно, а как вам ярмарки на кладбище? а местные выборы? а увеселения и игры? и такое бывало, причем, как пишет лигу, вовсе не в порядке исключения: "об этом свидетельствуют все исследования, от бургундии до анжу", в века с двенадцатого как минимум до шестнадцатого, а кое-где и до революции. \nсвязано это было с тем, что кладбище – размещавшееся не за городом, как у всяких там античных язычников, а около церкви, поближе к мощам и другим святыням (ad sanctos) – часто оказывалось единственным в черте и даже в центре города общественным пространством, где все вышеописанные события удобно было провести. \nна таком фоне раннесоветские (да и французские революционные) проекты по переделке кладбищ под парки и детские площадки уже не выглядят дико. даже, пожалуй, вполне традиционно выглядят!
еще немного о бесценных россыпях старого ЖЖ. читаю выписки из "Безбожника у станка" (атеистического издания 1923-32 гг., до 1941 продолжало выходить под более скучным названием "Безбожник"). там некто И. Удальцов осуждает Намесковский приход где-то в Тверской губернии за то, что "в приходе 17 деревень и ни одного безбожника нет". \nцепляюсь за слово "Намесковский", дай, думаю, выясню, где это вообще и что там сейчас. и что бы вы думали, первая страница выдачи гугла, – и сразу Троицкая церковь, памятник архитектуры местного значения, которую жж-юзер pavleg отснял в 2013 году.\nнынче тоже ни одного безбожника там нет, но по другой причине. деревня опустела, село опустело, да и я как-то странно себя чувствую (зачеркнуто)
в чрезвычайно увлекательной статье на smithsonian вычитала, что джон рид был, оказывается, тем еще авантюристом! \nеще до прославленного визита в революционную россию он тусовался с панчо вильей (один из лидеров мексиканской революции), ездил воевать на первую мировую, когда это еще не было американским мейнстримом и, среди всего прочего, "нечаянно забрел в окопы к немцам, откуда, по приглашению немецкого офицера, несколько раз пальнул в сторону франции". \nсколько раз могли убить! а умер не старцем, а от тифа, как пишут в другом месте: после второго конгресса коминтерна отправился на конгресс угнетенных народов востока, где угостился зараженным арбузом. 🤷♀️
провела всю неделю с сюжетом о расстреле царской семьи, очень сильно утомилась (особенно когда выяснилось, что аудиозаписи интервью с участниками этого самого расстрела свободно доступны на сайте ГАРФа, ссылку не дам, это даже для меня оказался перебор). \nдля отвлечения – фото лайонелла бэрримора в роли распутина из фильма 1932 года "распутин и императрица". \nра-ра-распутин желает всем хороших выходных.
Первый в России чемпионат по скоростной копке могил состоялся в пятницу в Новосибирске с участием восьми команд из пяти российских регионов, передает РИА Новости. \nПобедителями первого всероссийского турнира стали отец и сын Вадим и Сергей Головановы из Омской области, им достался главный приз в 30 тысяч рублей. Могилу они выкопали за 38 минут и 34 секунды. Второе место заняла команда из Новосибирска, третье - из Кемеровской области.
свадебное фото норвежской социалистки Августы Осен. это 1899 год. ей тут двадцать. \nчерез несколько лет она станет первой социалисткой – членом городского совета Трондхейма, третьего по населению города страны. потом карьера политагитатора, журналистика, партийные назначения и, наконец, визит в Москву на конгресс Коминтерна в 1920-м. там Августа погибла во время крушения самолета на авиашоу, несчастный случай. и ее похоронили на Красной площади, когда это еще не было мейнстримом. \nа ведь глядя на эти милые щечки, ничего такого и не подумаешь.
1939 год, шахта имени сталина в новогорловке. шахтеры идут в баню. \n"... когда выкупаются, что только не увидишь у них на разных частях их тела. Вожди, а выколотых фигур! Женщины в разных видах, и с финками в груди, и в сердце, разные. Ленин, Сталин у большинства, звезда, имена, слова хорошие и плохие, у некоторых одна, две фигуры, а иные сплошные колотые, он похож на ходячий музей, если его остановить и обглядеть, за час не обсмотришь – живого, т. е. белого места нет на нем, весь под фигурами. А один что сделал, выколол на заднице кота, который гоняется за мышкой, а мышь убегает в задницу, и вот, когда шахтер идет, кажется, и кот, и мышка живые и вот-вот кот мыша схватит, а нам, молодежи, все увидеть охота, но ведь стыдно, вот украдкой и подглядываешь. И вот, как в другой раз в баню приходишь, так и смотришь кота с мышкой и не поймал ли кот мыша, но мышь все цела."\nа вы говорите, скрепы.\n(воспоминания николая скрылева, цит. по "«на сердце пали все печали»: судьбы крестьян в ХХ веке. воспоминания", м., 2019)
«Композитор эпохи Великой французской революции Андре Гретри в своих "Опытах исследования музыки" дает чрезвычайно меткую характеристику возможного уличного театра: "Здесь все должно быть больших размеров; смотреть эти картины надо издалека. Здесь-то и нужно рисовать в некотором роде метлой"»\nОрест Цехновицер, "Празднества революции", 1931
оказывается, памятные платки с портретами коммунистических вождей – это не революционная инновация, а вполне себе традиционный для первой трети ХХ века способ что-нибудь (или кого-нибудь) увековечить. пруф – юбилейный платок к трехсотлетию династии романовых с портретом михаила федоровича, например.\nне знаю, что больше доставляет в контексте дальнейшего развития событий: верноподданическая подпись "печатается с надлежащего разрешения" в уголке или тот факт, что создан этот артефакт в иваново-вознесенске – городе "красных ткачей", ставшем в 1920-е гг. образцово-показательным индустриальным центром молодой советской власти.
В будущем памятники Ленину поставят, вероятно, не только в городах, но и в каждой деревушке. Пока же — бесчисленные переименования населенных мест, улиц, фабрик, училищ — в ленинские, в «Ильича», и т.п., а самое главное и самое нелепое — это переименование Петрограда в Ленинград, состоявшееся по постановлению ВЦИКа на другой или третий день после кончины Ильича. По этому поводу уже успели сложить легенду, что Ленин прислал с того света депешу, чтобы переименование это отменили, а то, — говорит, — Петр Великий покоя мне не дает, бегает за мной «с дубинкой» и кричит: «Ты у меня город украл».\n(из дневника Никиты Окунева, 1924)
«...Мне было года четыре, лучшей подружке — на год меньше, и мы играли в похороны. Это было очень интересно: сначала я её "закопала" длинным бруском от конструктора, потом настала моя очередь. Но тут её отвлекла воспитательница, зачем-то подозвав к себе. Ко мне подошла другая девочка и предложила меня покатать по линолеуму. Конечно, я согласилась: ждать скучно, а такое катание нравилось нам всем в группе. Ты лежишь на спине, тебя берут за ноги и волокут — классно! Тем временем мой гробовщик возвращается от воспитателя и видит, что его покойника куда-то воруют! Преисполнившись праведным гневом, подружка хватает тот самый брусок и кидается с ним наперевес на расхитительницу. Они начинают бегать кругами вокруг меня, как в мультиках, и, поняв, что догнать негодяйку ей не удастся, моя подружка метает в неё "лопату". В этот момент голову поднимаю я, и этот кусок из цельного дерева прилетает мне в лоб. Правильно: назвался покойником — лежи смирно, а не занимайся миротворчеством. С тех пор у меня посреди лба шрам в виде полумесяца». (Ксения Ильина к нашей подборке о детском саде)
моё любимое стихотворение про вот это вот всё.\nДва матроса в лесу\nОбращаются к ветру и сумраку.\nРассекают листву\nТёмной кожей широких плечей.\nИх сердца далеко,\nПод ремнями, патронными сумками,\nА их ноги, как сваи,\nСпускаются в сточный ручей.\nИмператор устал.\nВедь дорога от леса до города –\nЭто локтем под дых\nИ ещё на колене ушиб,\nЧьи-то лица в кустах,\nСанитары, плюющие в бороду\nИ другие плоды\nРазложения русской души.\nОн не слышит их клятв,\nНи фальшивых советов зажмуриться,\nНи их «ёб твою мать»,\nНи как бьётся о землю приклад –\nИмператор прощается\nС лесом, закатом и улицей,\nИ ему наплевать\nНа всё то, что о нём говорят.\nОн им крикнет с пенька:\n«In the midst of this stillness and sorrow,\nIn these days of distrust\nMay be all can be changed – who can tell?\nWho can tell what will come\nTo replace our visions tomorrow\nAnd to judge our past?»\nВот теперь я сказал, что хотел.\nВ. Пелевин
представляете, в коротком списке премии "просветитель" всего четыре книжки, и три из них – по моей теме! (четвертая про экономику)\nДмитрий Бовыкин, Александр Чудинов — «Французская революция» (М.: Альпина нон-фикшн: ПостНаука, 2020)\n Сергей Мохов — «История смерти. Как мы боремся и принимаем» (М.: Индивидуум, 2020)\nНиколай Эппле — «Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах» (М.: Новое литературное обозрение, 2020)\nкапец, когда все читать и, главное, обдумывать, непонятно.
(артефакт нашла тут)
ещё про детей. есть совершенно замечательная статья С. Маслинской (Леонтьевой) про похороны пионеров пионерами ("Живая старина" 3/2012, 49–52). практика получила распространение в 1924–25 гг. и была оч странной даже по меркам того времени. а что же было нормальным, спросит читатель? ну хотя бы простые человеческие игры в похороны!\n«...вспоминается традиционная детская игра "в похороны", бытовавшая как в деревенской, так и в городской среде, в частности в рабочих кварталах, – например, "похороны таракана"; в описываемый период известны случаи переиначивания этой игры под "красные похороны". Такую практику игры "в похороны" описывает Ю.И. Фаусек ещё в 1922 г.: "Хоронят тараканов в коробочке из красных лоскутков и бумажек – жертв революции. Один несет камень на веревке, имитируя кадило. Другой подходит к нему и говорит: "У нас гражданские похороны, попов не надо."»
я последние годы на любом мероприятии, вечеринке, встрече, смолл-токе, где угодно:\n«Это был чудесный пейзаж. От него веяло нежностью и поэзией. Он вдохновлял меня. Я чувствовал, что становлюсь добрым и благородным. Я чувствовал, что готов отречься от зла и греха. ... Вдруг меня вывел из задумчивости чей-то пронзительный пискливый голос: \n"Сию минуту, сэр! Бегу, бегу! Погодите, сэр! Сию минуту!" \nЯ оглянулся и увидел лысого старикашку, который торопливо ковылял по кладбищу, направляясь ко мне. В его руке была гигантская связка ключей, которые громыхали при каждом его шаге. \nВеличественным мановением руки я велел ему удалиться, но он тем не менее приближался, истошно крича: "Иду, иду, сэр! Я, видите ли, прихрамываю. Да, старость не радость, сэр! Прошу сюда, сэр!.." \n"Прочь, несчастный старец!" – промолвил я. ... Он оторопел. \n"Вы не хотите осмотреть памятники?" – спросил он. \n"Не хочу, – ответил я". ... Старик на мгновение растерялся. Он протер глаза и воззрился на меня. С виду я был человек как человек. Он ничего не понимал. Он сказал: \n"Вы приезжий? Вы здесь не живете?" \n"Нет, – ответил я, – не живу. Если бы я здесь жил, то вы бы уже здесь не жили". \n"Так, значит, вы желаете осмотреть памятники... могилки... понимаете? – гробы, покойнички..." \n... Я отказался даже от исторического окна, и тут он выпустил свой последний козырь. Он подошел ко мне вплотную и хрипло прошептал: \n"Там, в склепе под церковью, у меня припрятана парочка черепов. Так и быть, можете на них взглянуть. Пойдемте, посмотрите на черепа. У вас ведь каникулы, молодой человек, и вам необходимо развлечься. Я покажу вам черепа!" \nТут я обратился в бегство и долго еще слышал за своей спиной жалобные призывы: \n"Пойдемте, я покажу вам черепа! Вернитесь и взгляните на черепа!"\n("Трое в лодке, не считая собаки")
мы все знаем, что ленин гриб, но, оказывается, курехин был не первым, кто это заметил. наблюдение можно датировать как минимум 1934 годом, когда в бостоне вышел роман "зима в москве" за авторством малькольма маггериджа, корреспондента manchester guardian, который жил в москве в начале 30-х.\nв эти годы маггеридж посетил мавзолей, и, хотя советские власти уделяли много внимания цвету и свету внутри гробницы, впечатлительный гость заметил еще кое-что.\n"атмосфера в гробнице была сырой и несвежей. пахло как в школьном гардеробе в дождливый день. жар внутри стеклянной витрины был грибковым; резкий и яркий, как гриб, растущий в темноте; нездоровый, как грибок; мягкий и ядовитый". \nи в самом центре этого ядовитого жара находится что-то, что даже рассмотреть как следует не удается. поневоле перекрестишься.
Есть программа Scholars at risk. Она предназначена для ученых, которые оказались в опасности (не только непосредственно в зоне боевых действий; их помощь распространяется на всех, кто is experiencing threats to their life, liberty or academic career, or have been forced to leave their country because of such threats). Для того, чтобы подать заявку, нужно заполнить форму здесь, и вам смогут предложить краткосрочную стажировку в одном из множества сотрудничающих с этой программой университетов.\nДве важные оговорки: во-первых, это не cервис по экстренной релокации; ответа придется ждать несколько недель. Во-вторых, в основном они нацелены на людей, имеющих ученую степень. Но здесь опубликован список организаций, помогающих студентам. Их много, присмотритесь.
И еще немного возможностей от ЦЕУ