Telestorm

Главная

Стикеры

Каналы

Telestorm

NUMINOSUM

Философия, когнитивная лингвистика, русская и арабо-мусульманская мысль. Личный канал С.Ю. Бородая (Институт философии РАН) https://iphras.ru/sergey_boroday.htm t.me/SergeyBorod

NUMINOSUM

#мысли #философия #лингвистика Работаю сейчас над диссертацией по философии. Тема звучит так: «Когнитивные схемы в пространственной концептуализации» (простым языком об этом см. здесь). Когда я произношу это название, то реакция такая же, как с моей диссертацией по филологии «Пространственные наречия, превербы и послелоги в лувийском языке» – только в том случае всех беспокоило понятие «лувийский язык» (если не знаете, что это за язык такой, то см. в Википедии), а здесь всех вводит в ступор название в целом. Ниже в двух словах рассказываю, в чем суть вопроса. Существуют ли «схемы» как самостоятельная онтологическая (или эпистемологическая) инстанция – наряду с «понятием» (идеей) и «созерцанием» (чувственностью) – этот вопрос традиционно связывают с философией Канта . Но на самом деле вопрос о том, как поженить бульдога и землеройку идею и чувственность – это старый платонический вопрос, и к Канту он, скорее всего, попал через неоплатонизм, а именно – от Прокла. Я не случайно говорю «поженить», потому что тут сокрыта древняя индоевропейская дихотомия – мужское и женское, небо и земля и т.д. Понятие (или самое общее понятие – «категория») находится вне времени, оно не изменяется, нерушимо, активно, формально и вообще «оформляет» материю, а чувственность текуча, пассивна, нуждается в оформлении. Большинство философов женили понятие (категорию) и чувственность непосредственно, и их не смущало принципиальное различие между ними. У Канта проблема соединения категории и чувственности представлена несколько сложнее. Сама чувственность обладает «формальной» стороной – априорными формами (пространством и временем). Но одной чувственности недостаточно чтобы обеспечить смысловую связность опыта, а одних общих понятий (категорий) тоже недостаточно для этого, поскольку референция категорий к «вещам» не является чем-то необходимым. Целостный и связный опыт должен порождаться «работой» и чувственности, и категорий. Но как их совместная работа возможна, если они столь различны, или, как говорит Кант, «неоднородны»? Как обеспечить «подведение» (Subsumtion) категорий под созерцание? Для этого нужно нечто однородное и с тем, и с другим – и это нечто Кант называет «трансцендентальной схемой». Однородность же обеспечивается ее связью с воображением и временем: именно время, будучи внутренней формой чувственности, объединяет категории и созерцания. Если коротко, схема – это правило имагинативного синтеза множественности в созерцании, или, другими словами, процедура темпорального развертывания категорий, и у Канта она играет примерно ту же роль, которую «воображение» и «мировая душа» играют в неоплатонизме. В общем, Кант, по сути, воскрешает забытую когнитивную инстанцию. В первой главе диссертации я анализирую учение Канта о схематизме, а также его интерпретацию Хайдеггером и новые подходы к схемам в когнитивной науке. Ключевая здесь проблема – это проблема необходимости такой «медиаторной» инстанции. Вторая глава посвящена эмпирическому материалу, и в ней разбирается роль схем в когнитивной лингвистике, пространственной типологии, теории грамматикализации, исторической семантике, кинесике и ИИ. Кое-что из этого рассматривалось в программной статье. Наконец, третья глава посвящена выяснению эпистемологического статуса схем в свете современных данных, короче говоря – построению новой теории . Т.е. тут будет рассмотрена проблема когнитивного статуса, их усвоения, нейронных коррелятов, степени их аттенциональной доступности, универсальности и относительности, и т.д. Это, разумеется, самая сложная глава. Если в целом, то диссертация будет подготовлена на стыке общей эпистемологии, когнитивной лингвистики и когнитивной антропологии. Вот такой амбициозный план :-) А ниже статья, где о схемах простым языком. Забыл, кстати, сказать: схемы - это не картинки и не образы, они не визуальны (точнее, визуальная репрезентация - лишь один из способов представления)


0
228

NUMINOSUM


0
372

NUMINOSUM

#музыка Пока меня покинуло (надеюсь, не навсегда) литературное вдохновение, предлагаю ознакомиться с плодами музыкального вдохновения . О своем прог-рок/электроник проекте Боль Эдема я уже упоминал на канале. На данный момент наибольшей популярностью пользуется трек "Прелюдия" - судя по статистике ВК, в прошлом месяце (при минимальной рекламе) его прослушали около 30 тыс раз, что весьма неплохо. Мне и самому этот трек нравится больше других, т.к. в целом передает мою любимую мистико-романтическую атмосферу. Я сочинил его в 2019 году, а в прошлом году сделал новую аранжировку - с живой скрипкой, виолончелью, кахоном и вокалом. Слушать желательно на хорошем звуке Ссылки: яндекс-музыка, ютуб. А ниже скину mp3 ⬇️⬇️⬇️


0
380

NUMINOSUM

#русскаяфилософия "Женщина, в полярной своей противоположности мужчине, имеет свое индивидуальное призвание, свое высокое назначение. Призвание это я вижу не в рождении и вскармливании детей (этим нисколько, конечно, не отрицается обязательность заботы о существующих детях), а в утверждении метафизического начала женственности, которое призвано сыграть творческую роль в ходе всемирной культуры, в осуществлении смысла всемирной истории. В охранении своеобразной силы женственности — честь и достоинство женщины, равное чести и достоинству мужчины. Равенство мужчины и женщины есть равенство пропорциональное, равенство своеобразных ценностей, а не уравнение и уподобление. Ведь могут быть равны по достоинству и по величию философская книга и статуя, научное открытие и картина. Назначение женщины — конкретно воплотить в мир вечную женственность, т. е. одну из сторон божественной природы, и этим путем вести мир к любовной гармонии, к красоте и свободе. Дело это не меньше и не хуже всех мужских дел. Женщина должна быть произведением искусства, примером творчества Божьего, силой, вдохновляющей творчество мужественное. Быть Данте — это высокое призвание, но не менее высокое призвание — быть Беатриче; Беатриче равна Данте по величию своего призвания в мире, она нужна не менее Данте для верховной цели мировой жизни. Сила женственности играла огромную, не всегда видимую, часто таинственную, роль в мировой истории. Без мистического влечения к женственности, без влюбленности в вечную женственность мужчина ничего не сотворил бы в истории мира, не было бы мировой культуры; бесполое всегда бессильно и бездарно. Мужчина всегда творил во имя Прекрасной Дамы, она вдохновляет его на подвиг и соединяет с душой мира. Но Прекрасная Дама, вечная женственность, не может оставаться отвлеченной идеей, она неизбежно принимает конкретную и чувственную форму. Без начала женственности жизнь превратилась бы в сухую отвлеченность, в скелет, в бездушный механизм. Женщина, осуществляющая свое женственное назначение, может сделать великие открытия, которые не способен сделать мужчина. Только женщине могут открыться некоторые тайны жизни, только через женщину может приобщиться к ним мужчина. Пусть женщины плохие математики и логики, плохие политики и посредственные художники, в них таится мудрость высшая, чем всякая — математика и политика. Без начала женственности, без приобщения к нему никогда не достигнуть окончательного интуитивного знания и затрудняется путь к Церкви как Невесте Христовой. Подобно тому как Дева Мария оказалась восприимчивой к Духу Божьему, и женственная мировая душа отдастся божественному Логосу и станет Церковью. Вне соединения с женственностью никогда мужчина не постигнет тайну индивидуальности и всемирного слияния в любви. Во все сферы жизни, во все сферы творчества женщина может и должна внести свое животворящее, преображающее свое начало, она изменяет бытие не посредственными мужскими делами, а первоклассными женскими делами. Пусть женщинам будет открыт доступ во все сферы жизни, ко всем благам культуры, пусть она будет образована как мужчина, пусть ей будут даны политические права, если она их добивается, но да не поймет она свое призвание как обезьянничание, как простое подражание во всем мужчине, как уничтожение всех качеств пола, да внесет она во все сферы жизни свое, божественной силой женственности преобразит будни жизни, прозаичность мужских дел" ===== Н.А. Бердяев "Метафизика пола и любви"


0
484

NUMINOSUM

#философскийстёб Человек - это двуногое живое существо, лишенное перьев, но способное созерцать звезды ===== /антиплатон/


0
419

NUMINOSUM

#философия #востоковедение Если Вы не знаете, чем заняться в свободный вечер среды, то нет ничего лучше, чем послушать нашу 4-часовую беседу с д.ф.н., академиком А.В. Смирновым 😁. Это особенно актуально в свете того, что его последняя книга разыгрывается постом выше ⬆️⬆️ Беседа записана в январе 2016 г. Она лежит у меня уже семь лет, и до сих пор никак не дойдут руки, чтобы ее расшифровать. Если я все-таки решу выпускать собственную авторскую книгу по исламоведению, то включу ее туда - наряду со статьями и другими интервью / беседами (на самом деле, материала уже достаточно, но я не особо доволен его качеством). Пока же имеется лишь аудио-формат. Во время беседы удалось затронуть широкий спектр тем : логико-смысловую теорию А.В. Смирнова, его взгляды на структуру сознания, функционирование сознания, доконцептуальный опыт, аспекты исследовательской практики ученого-исламоведа, вопрос о специфике арабо-мусульманской культуры, языковой фактор, философию Ибн Халдуна, философию Ибн Араби, фикх, суфизм, таваккул, онтологию и универсальность мистического опыта, проблему исламского модерна и радикализма, перспективы развития отечественной философской школы ислама. Даже не знаю, с кем еще можно было бы поговорить обо всем этом :-) Если начало Вам показалось сложным, не нужно отчаиваться: в комментарии к видео я расписал тайм-коды и по ним можно легко «прыгать» к интересующим вас темам (хотя все-таки лучше слушать все вместе). Наверное, не все будет понятно даже профессиональным философам – лучше, конечно, читать книги (в данном случае – фундаментальную монографию «Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл», 2015 г., к выходу которой и было приурочено интервью). Но не все хотят продираться через сложные тексты, так что начинать вот с таких бесед – тоже неплохая идея. В общем, надеюсь, получилось интересно.


0
523

NUMINOSUM

​​🔥 ВНИМАНИЕ! РОЗЫГРЫШ! 🔥 Как я и обещал, разыгрываем 4 экземпляра книги А.В. Смирнова "ЛОГИКА СМЫСЛА КАК ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ" . Академик Смирнов лично подпишет экземпляры книги для победителей. Для участия в конкурсе необходимо : 1) Быть подписанным на данный ТГ-канал 🖊 2) Сделать репост этой записи себе в группу или в личку другу / подруге. И сделать скрин (если Вы победите, то нужен будет скрин, без скрина победа не считается) 📝 3) Поставить плюсик в комментариях к данному посту + В общем-то, больше ничего делать не надо. Розыгрыш продлится до 12 июля включительно. Далее генератор случайных чисел (как здесь) выберет победителей, и я разошлю книги (либо сами заберете, если из Мск). И еще БОНУС : если Вы делаете репост в свою группу и по итогу Ваша группа окажется самой многочисленной из тех, куда сделан репост (я это смогу посмотреть в статистике), то Вы вне конкурса получаете бонусный экземпляр книги 🧨🧨 С оглавлением и полным текстом книги можно ознакомиться в электронной библиотеке ИФ РАН


0
5,750

NUMINOSUM

​​#мысли #востоковедение Если вы пропустили мой пост о подготовке книги Д.В. Мухетдинова "Теология обновления: исламский неомодернизм и проблема традиции", то самое время его прочитать. А я, как и обещал, выкладываю ниже наиболее яркие выдержки из рецензий отечественных и зарубежных исламоведов , чтоб был понятен масштаб труда. Мы их, кстати, вынесли на заднюю часть обложки - для привлечения внимания :-) Надеюсь, работу научного и ответственного редактора тоже оценят по достоинству. Это ключевая книга для нашей серии "Ал-Ислах ва-т-тадждид", и она концептуально обрамляет семь томов нашего ежегодника "Исламская мысль: традиция и современность", так что пришлось выложиться даже чуть выше своего максимума :-) Один только указатель дней десять готовил... (предзаказ книги можно сделать у меня: @sergeyborod) Теперь если русскоязычный читатель хочет понимать тренды в современной арабо-мусульманской мысли и вообще пути развития почти двухмиллиардной мировой уммы, без этой книги никуда. Не верите мне - послушайте более авторитетных коллег "Это очень яркая, смелая работа. Для ее написания требуется целый набор специальных компетенций - в мировой науке имеется очень мало людей, которые были бы способны на подобное. Прочитав работу, я сам стал большим сторонником предложенной обновленческой программы. Она имеет не только научное, но и общегосударственное, цивилизационное значение, учитывая сложность процессов, происходящих в России и в исламском мире" Е. А. Резван (д-р ист. наук, профессор, МАЭ РАН) "Ислам - это прежде всего набор идей. Именно идеям посвящена эта высококвалифицированная, качественная работа. Она предоставляет широкую перспективу для осмысления процессов, происходящих в исламском мире. Я бы сказал, что здесь дана новая методология понимания ислама , на основе которой могут строиться конкретные реформаторские программы. Хочется надеяться, что она получит практическое воплощение" Л. Р. Сюкияйнен (д-р юр. наук, профессор НИУ ВШЭ) "Я считаю, что это революционное исследование. В работе представлен абсолютно новый подход, который позволяет объединить принципы традиции и современные идеи и взглянуть на исламскую мысль под новым углом зрения. Она затрагивает не только интеллектуалов, но и общество в целом. Эта работа преодолевает поверхностный взгляд на религию, характерный как для радикального, так и для либерального ислама. Она показывает подлинное богатство мировой исламской мысли" М. Роэ (д-р юр. наук, профессор, FAU Erlangen-Nurenberg) "Это новаторское и​ по-своему увлекательное исследование. Оно базируется на серьезном понимании исламской традиции и глубоком освоении достижений современных гуманитарных наук, в том числе академического востоковедения.​ Перед нами хорошо построенная, насыщенная материалом, актуальная​ и убедительная работа, имеющая большое значение как для общего просвещения, так и для профессионального исламского образования" М. Б. Пиотровский (д-р ист. наук, академик РАН, профессор, СПбГУ) РЕПОСТ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ :-)


0
1,150

NUMINOSUM

​​Подготовил для вас подборку лучших материалов за первые полгода 2023 года . Материалы за прошлые годы, а также общая информация о канале и мои публикации выложены вот тут. В комментариях к этому посту можно писать о том, какие темы вам наиболее интересны, и о чем хотелось бы видеть больше материалов. Если у кого-то есть любимая публикация / серия публикаций, можете об этом тоже написать :-) ФИЛОСОФИЯ И КОГНИТИВНАЯ НАУКА – О том, почему когнитивная наука – это не только про «вычисления» – Схема тела и феноменология осьминога – Мысли о феноменологии осьминога и энактивизме – Предиктивное кодирование и проблема сознания – Проект книги «Образы лингвистической относительности: классические и современные подходы» – Статья «К вопросу о связи структуры языка и логико-смысловых конфигураций» – Видеозапись доклада «К вопросу о связи…» – О закрытом курсе лекций по философии сознания ОБЗОРЫ – Обзор книги Ш. Маламуда «Испечь мир. Ритуал и мысль в древней Индии» – Обзор книги Т.Я. Елизаренковой «Ведийский язык» – Обзор книги А. Белого «Глоссолалия» – О книге Д.В. Мухетдинова «Теология обновления: исламский неомодернизм и проблема традиции» и о наших востоковедческих проектах СКРЫТАЯ ГАРМОНИЯ ЛУЧШЕ ЯВНОЙ: О ПОНЯТИИ «КОНТАКТНОСТИ» – Б. Уорф о сущности языка – Реконструкция воззрений Б. Уорфа – Структуры, моделирование и arupa у Б. Уорфа – Перевод фрагмента из статьи Б. Уорфа «Америндская модель вселенной» – О главном концепте Б. Уорфа: понятие контактности (rapport) – «Контактность» и «неявная гармония» – От Уорфа к Гераклиту: понятие гармонии в античной мысли – Фрагмент Гераклита 54 DK: толкование – Чарльз Кан о фрагменте 54 DK ФРАГМЕНТЫ КНИГИ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛИК ИСТИНЫ» – Об индоевропейских мотивах в ранней греческой философии – Индоевропейское представление о гармонии – Любовь как космогонический принцип – Идея тотальности древнеиндийского ритуала (ашвамедха) – Вещь и вещность в ведийскую эпоху ВОСТОКОВЕДЕНИЕ – Ежегодник «Исламская мысль: традиция и современность» – О новом ежегоднике – Обзор книги М. Аркуна «Гуманизм и ислам» – Об обсуждении книги М. Аркуна в ИФ РАН – Еще о книге М. Аркуна МУХЙИ АД-ДИН ИБН АРАБИ – Доклад​ «Учение Ибн Араби о Совершенном Человеке: истоки и интерпретации» – О понятии «Совершенного Человека» у Ибн Араби и что почитать о нем – «Совершенный Человек для Бога – то же, что зрачок для глаза» – Суфийская герменевтика Ибн Араби – Четыре значения каждого арабского слова – «Любовь – моя сущность и моя вера» РАЗНЫЕ МЫСЛИ – О безобразных переводах М. Хайдеггера – Ник Ланд – философский пророк XXI века? – «Ужас не в том, что нейросети смогут вытеснить людей…» – Гуманистический императив – «Понятное» в философии – Что такое любовь? – О моей «традиции» – О моих «летних каникулах»


0
715

NUMINOSUM

⬆️⬆️⬆️ Слава российскому востоковедению !) Коллеги, если вы по какой-то причине пропустили два последних поста, то рекомендую все-таки ознакомиться. Там важные вещи


0
571

NUMINOSUM

⬆️ ...начало... О самой книге Д.В. Мухетдинова «Теология обновления» я еще напишу отдельный пост. Скажу честно: делать научную редактуру 700-страничной монографии сложно. Текст очень специфический, нагруженный арабскими терминами, философией, ссылками на средневековые и современные труды по исламу. В общем, работа фундаментальная! Она дает понимание современной исламской мысли, ее основных тенденций, а также тех многоаспектных процессов, которые происходят в исламском мире. Но многое, конечно, лежит не на поверхности. Вы не найдете там рекомендаций (в духе «классического фикха») о том, какую пищу есть, как правильно мыть руки, ходить в туалет и можно ли позволять жене ездить на такси. Это вообще не о том. Речь идет о концептуальном фундаменте ислама – фикховой парадигме и ее критике, о концепции обновления, о философско–теологических проблемах, о программе обновления нашего понимания ислама и о том, куда должна двигаться двухмиллиардная мировая умма. Иными словами, это книга с потенциалом воздействия на 2 млрд человек. Я бы сравнил изложенную там концепцию с теми судьбоносными идеями, которые были предложены аш-Шафии, Ибн Таймией и Мухаммадом Абдо – т.е. речь идет именно о парадигме , или, как сказал один из рецензентов, «о новом понимании ислама». ​Книга еще не вышла, но о том, что такое неомодернизм и в чем суть проблемы исламской реформы, можно почитать в нашей большой обзорной статье «Исламская мысль: приглашение к тематическому прочтению». Отзывы от профессиональных востоковедов на книгу самые позитивные. Я приведу их позже, но достаточно отметить, что ведущий специалист по исламскому праву, Маттиас Роэ, назвал ее «поистине революционной работой»; один из крупнейших мировых корановедов, Е.А. Резван, сказал, что «книга имеет общегосударственное и даже цивилизационное значение»; а М.Б. Пиотровский выразил надежду, что «изложенные там идеи получат институциональное воплощение». И вот мы подходим к ключевому вопросу: а что же дальше? В рамках наших проектов подготовлены тысячи страниц материала, где изложено множество идей, рожденных за последние годы, но как их воплотить? Конечно, для этого уже делается немало – прежде всего, Дамиром-хазратом и его учениками. В России этим занимается Московский исламский институт, Центр исламских исследований при СПбГУ, кое-что и ваш покорный слуга продвигает в рамках Института философии РАН. Проводятся многочисленные конференции, форумы. Но хочется большего масштаба! Не для того мы ночами не спали и уничтожали свою нервную систему! :-) Путин когда-то обещал Академию исламской мысли – это уже ближе к тому, что я хочу. Но по-хорошему, нужен аналог «Фонда Сороса», только с нашими правильными идеями, который будет работать на постсоветском пространстве и на весь исламский мир. Если бы наши функционеры были поумнее, то уже давно бы с этим работали, используя как софтпауэр России в исламском мире. В общем, посмотрим, уже есть планы перевести эту книгу на английский, немецкий, арабский и индонезийский – многие зарубежные интеллектуалы ее уже ждут. В заключение хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке книги и кто участвует в наших проектах. Главная благодарность – автору, Д.В. Мухетдинову, за идеи, железную волю и неиссякаемую жизненную энергию (без его веры ничего бы не состоялось). Благодарю научных консультантов: академика, д.и.н. В.В. Наумкина и д.ф.н. Т. Ибрагима. Рецензентов: д.и.н. М.Б. Пиотровского, д.и.н. Н.Н. Дьякова, д.и.н. Е.А. Резвана, д.юр.н. Л.Р. Сюкияйнена, д.юр.н. М. Роэ. Членов редколлегии и редсовета серии «ал-Ислах ва-т-тадждид». Также благодарю всех членов Исследовательской группы при МИИ: Г. Валиева, С. Казакова, И. Нуриманова, С. Абубакарова, И. Садулина, Р. Измайлова, Д. Гавричкина, П. Трегубова, Е. Хан, В. Золотухина. Сотрудников ИД «Медина»: А. Опиеву, А. Конькову, А. Паньшина. Литературного редактора – А. Янковскую. Российское востоковедение запомнит ваш вклад! :-)


0
572

NUMINOSUM

​​#мысли Друзья, сегодня очень важный для меня день. Как вы, возможно, знаете, помимо главного дела моей жизни – философии / лингвистики – существует второе по значимости дело моей жизни, которым я в последние годы занимаюсь даже больше, – это востоковедение . Так вот, сегодня я завершил научную редактуру книги Д. В. Мухетдинова «ТЕОЛОГИЯ ОБНОВЛЕНИЯ: ИСЛАМСКИЙ НЕОМОДЕРНИЗМ И ПРОБЛЕМА ТРАДИЦИИ» . Осталось несколько штрихов от автора – и книга уйдет в печать. С Дамиром-хазратом мы познакомились в 2013 г., т.е. 10 лет назад, благодаря академику В.В. Наумкину. Первые 1,5-2 года работали по теме «ислам в Европе» и заодно пытались понять, чем еще могли бы быть друг другу полезны. С 2015 г. Дамир-хазрат убедил меня в необходимости более основательно заняться изучением проблемы реформы ислама . Сам же он этим занимался уже много лет – еще с начала 1990-х гг. Его мотивация – возрождение российской религиозно-философской школы ислама , о которой так много говорят в том числе на государственном уровне. Моя мотивация – философская , т.е. понимание тех процессов, которые происходят при столкновении незападных цивилизаций с западным модерном, а также практика погружения в иную культуру и иное мировоззрение – короче говоря, чего уж скромничать, русская «всечеловечность» , о которой говорил Достоевский (наверное, поэтому меня всегда интересовал Восток в целом, не только исламский мир). И вот с 2015 г. мы решили работать в команде, в результате чего был основан ежегодник «Исламская мысль: традиция и современность» (скоро выходит уже 7-й том, более 5000 страниц высококлассного востоковедного материала!), которым занимаюсь преимущественно я (как отв. ред. и редактор-составитель), и была начата работа над текстом книги, о которой я упомянул выше – этим занимался Дамир-хазрат. Я горжусь тем, что был первым рецензентом, критиком и редактором всех глав. Мы оттачивали основные идеи в постоянных дискуссиях, в личных беседах, на конференциях, в многочисленных созвонах по телефону (сколько их было за эти 8 лет!). Параллельно работая над «Исламской мыслью», я предлагал новые идеи, чуть позже все это стало обсуждаться более широким кругом – в рамках Исследовательской группы при Московском исламском институте. Настоящая лаборатория мысли! Тем не менее я бы не хотел, чтобы меня напрямую ассоциировали с идеями, выраженными в этой книге (как это делали в некоторых исламских пабликах). Мы с Дамиром-хазратом расходимся по целому ряду концептуальных вопросов, и, в общем-то, та критика неомодернизма, которая была дана в моей статье «Исламский неомодернизм: критический взгляд», в целом относится и к его книге. У меня больше философский ракурс, а у него – религиозный. Однако, в общем, я согласен, что исламская мысль и исламская цивилизация должны двигаться в ту сторону, которую указывают неомодернисты . Помимо ежегодника «Исламская мысль», имеется еще один наш совместный проект – это серия книг «Ал-Ислах ва-т-тадждид» («Возрождение и обновление»), в рамках которой публикуются исламские реформаторы со всего мира. Всего запланировано около 40 книг. Таким образом, книга «Теология обновления» концептуально обрамляет весь наш проект: ежегодник + серия книг + концептуальные работы Дамира-хазрата и его учеников. По итогу получится более 50 книг – первоклассного исламоведческого материала, подготовленного ведущими российскими востоковедами. Представьте, а ведь этого всего могло не быть, не случись наша встреча! Не буду скромничать и скажу, что это один из крупнейших проектов за всю историю российского востоковедения , и его плоды будут видны через несколько десятков лет, когда весь этот материал (я надеюсь) будет «институционализирован», т.е. уйдет в массы и в образовательную сферу. ​Оглавление книги Мухетдинова и обзор нашего проекта выложил тут – сами оцените масштаб. Предзаказ книги можно сделать у меня: @sergeyborod ⬇️ ...продолжение...


0
475

NUMINOSUM

⬆️ с Дмитрием Бугаем много общались лет 7-8 назад, дискутировали в Фейсбуке. То, что он пишет выше, примечательно потому, что я прекрасно помню одну из таких дискуссий. Я тогда увлекался Флоренским, и полемика шла вокруг его личности. И как-то постепенно перешли к Лосеву. Дмитрий сказал, что "Историю античной эстетики" он читал давно, и она у него уже много лет просто "пылится" на полке и что, в общем-то, профессиональные античники Лосева уже не читают. Ну, мне это и так было понятно. Но то, что он сам ее не читает, меня несколько удивило, поскольку человек все-таки более разносторонний и интересный, чем "профессиональные античники". Видимо, с тех пор что-то изменилось... А я читаю / перечитываю Лосева регулярно. И хотя я со многим не согласен, все равно постоянно нахожу что-то важное. Его нужно читать уже хотя бы из-за богатства личности. Лосев - это феномен отечественной мысли и культуры. Читайте Лосева - точно не пожалеете


0
452

NUMINOSUM

Лирические заметки об А.Ф. Лосеве Я никогда не видал Лосева. И уже точно не помню, какую его книгу прочел первой. Кажется, ею было «Дерзание духа», небольшое издание в научно-популярной серии с обложкой, которая скорее подошла бы к романам Ефремова или ранних Стругацких, чем для Лосева. По-настоящему Лосев открылся мне уже на факультете, когда запоем шла «История античной эстетики», а затем и «настоящий» Лосев, ранний Лосев, Лосев «Восьмикнижия» с «Очерками истории античного символизма и мифологии», «Античным космосом», «Философией имени» и «Диалектикой мифа». Для студента начала 90-х Лосев был одним из очень немногих, через кого приоткрывалась, с одной стороны, заповедная страна русской религиозной мысли, с другой, неокантианство маржбуржцев и феноменология Гуссерля, с третьей, мир очень не-советской по стилю и по духу античности, прошедшей через горнило Ницше, Шпенглера и Вяч. Иванова. А ритмом всей этой колоссальной вселенной Лосева являлась гегелевская диалектика, скреплявшая многообразие эпох, культур, философий своим единообразным движением отождествления и различения, пафосом логической и исторической необходимости, фанатической уверенностью в безусловной связи всего частного в едином универсуме движущейся мысли. Но в Лосеве было еще и другое, что, быть может, привлекало еще сильнее, смягчало безусловность утверждений, дарило искоркой нежности и болью пережитых мук, окружало тайной. Сквозь тексты Лосева проступала его судьба, исковерканная судьба человека, как говорится, «посетившего сей мир» в его роковые минуты, и беспощадно искалеченного, но не сломленного своим временем. Эта судьба, покалечив Лосева, в конце концов сделала из него миф, и те, кто прикоснулся к Лосеву на излете советской эпохи, знали, что они вступили в область мифического, что, общаясь с ним, сами подступили к царству античного символизма и мифологии. Сейчас студенты не читают Лосева. Уже не приходится на первых семинарах по античной философии говорить о том, стоит ли и что стоит прочесть «из Лосева», и как к этому относиться. Лосева сменили Делез, Фуко, Хайдеггер, а порой скучные, но дотошные аналитические разборы «тезисов» Гераклита или Эмпедокла. Вряд ли стоит сокрушаться об этом: у каждого времени свои песни. Но «песни» Лосева оригинальны и самобытны, грандиозны и замысловаты. А значит, как все оригинальное, все, что обладает «лица необщим выраженьем», заслуживают прочтения. Тем более, что мотивы его интеллектуальной музыки не сильно отличаются от того, что можно расслышать в текстах Хайдеггера и других модных фигур современной мысли. Сейчас, быть может, не очень ко двору придется лосевская вера в могущество диалектики в ее гегелевском изводе, но мысль Лосева, впитавшая в себя умение смотреть Флоренского, Иванова, Шпенглера, порой заставляет увидеть то, что иначе будет скрыто за пустой шелухой расхожих научных и ненаучных фраз, которых становится все больше и больше в нашем интеллектуальном космосе. Читайте Лосева — возможно, не пожалеете. д.б.


0
438

NUMINOSUM

​​#мысли #русскаяфилософия - Я написал 350 работ — и что толку? Счастья у меня нет - Но если бы Вы их не написали? - Ну, может быть, было бы хуже... ===== А.Ф. Лосев в диалоге с В.В. Бибихиным ⬆️ часто вспоминаю этот фрагмент, когда очередная книга (где я автор или редактор) на подходе... а полной удовлетворенности нет... но ведь и правда было бы хуже :-)


0
533

NUMINOSUM

#мысли Друзья, пока вы голосуете за книгу, которую будем разыгрывать следующей (голосуйте, пожалуйста, активнее), у меня еще одна хорошая новость. Как мне сообщили, подписан договор с издательством "Садра" на издание более крупным тиражом нашей коллективной монографии "Осознать смысл, осмыслить сознание: манифест Другой философии" (2022). Теперь ее можно будет купить в магазинах и, думаю, скоро 5-7 экземпляров разыграем. Сборник представляет собой попытку философов-востоковедов (арабистов, индологов, буддологов) и лингвистов посмотреть на проблему сознания с "другой" стороны, т.е. иной по отношению к доминирующим подходам в аналитической философии сознания. Он был подготовлен к декабрьской конференции в Нальчике. Собралась неплохая рабочая группа, разноплановая, в которую входят, например, специалисты по мистическому дискурсу суфизма, китаисты, индологи, буддологи и даже практикующий буддист. Но, на самом деле, еще есть куда расширяться! Надеюсь, этот проект будет жить (сейчас опорные организации - РУДН и ИФ РАН)


0
670

NUMINOSUM


0
674

NUMINOSUM

#мысли Так, друзья, бунт бунтом, а работа по расписанию. Сразу две хорошие новости. Во-первых, написанная мной в спешке заметка о теории предиктивного кодирования в понимании сознания (ее, кстати, не так много людей прочитало, а тема важная - вновь обращаю внимание) вызвала некоторую реакцию в философском сообществе, и сейчас есть идея посвятить целый блок статей в "Философском журнале" (ИФ РАН) как раз этой теме. Пока определяемся с участниками дискуссии. Скорее всего, этот номер - если он состоится - выйдет ближе к концу года. Еще не решил, буду ли я участвовать - сильно загружен в этом году. Возможно, буду... (в общем, это был #инсайд для подписчиков). Во-вторых, я задолжал вам розыгрыш книг (последний розыгрыш проводился в конце марта). В этот раз я хочу договориться с автором книги (в прошлый раз я сам был автором, так что договориться было несложно - что, впрочем, бывает не всегда 😀 ), чтобы он лично подписал все подарочные экземпляры. Предлагаю вам самим выбрать , какую книгу мы разыграем в ближайшее время (другие тоже разыграем, но позже). Разыгрывать будем 3-4 экземпляра. Голосование будет ниже. 1. Д.В. МУХЕТДИНОВ "Теология обновления: исламский неомодернизм и проблема традиции" (2023) Эта книга выйдет в июле, так что совсем свежая. Я ее всячески рекламировал выше. Среди прочего, назвал ее лучшим в мире исследованием по исламскому неомодернизму и первой более чем за 70 лет по-настоящему фундаментальной теологической работой от российского автора-мусульманина. И это так. Но не потому, что я ее ответственный редактор :-) , а потому что это объективно так (приведите мне альтернативные примеры в комментариях - обсудим). В общем, если хотите с головой погрузиться в востоковедение, узнать о современных исламских мыслителях, о цивилизационных сдвигах в исламском мире и о том, какое будущее желают видеть десятки исламских интеллектуалов (в т.ч. автор), то эта книга определенно для вас. 2. А.В. СМИРНОВ "Логика смысла как философия сознания" (2021) Думаю, академик Смирнов в представлении не нуждается. Перед написанием этой книги он нам обещал "понятным языком" изложить свою теорию сознания и заодно развить отдельные ее стороны. Насколько это будет "понятно" неподготовленному читателю, мне трудно сказать. Я-то эту теорию давно знаю и много раз лично ее обсуждал с А.В. - в том числе в этой беседе. В любом случае, если будет интересно - разберетесь. Аннотация и текст тут. 3. А.С. ПАВЛОВ "Новое мистерианство Колина Макгинна: Почему мы не можем решить проблему сознание-тело?" (2023) Книга посвящена британскому философу Колину Макгинну и его концепции, согласно которой человеческий интеллект - ввиду познавательных ограничений - просто не приспособлен к решению популярной нынче "психофизической проблемы". Автор - молодой философ, сотрудник ИФ РАН и создатель этого ТГ-канала. Честно говоря, книгу я еще не читал, но должно быть любопытно! Подойдет тем, кто интересуется аналитической философией сознания ГОЛОСУЕМ https://t.me/sergey_boroday/709


0
709

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия "Только сильные люди знают любовь, только любовь позволяет ощутить красоту, только красота создает искусство. Любовь слабых друг к другу может выражаться лишь сладострастным щекотанием; любовь слабого к сильному есть лишь унижение и страх; любовь сильного к сильному есть подлинная любовь, ибо она является свободной самоотдачей тому, что не может нас поработить. Во всех поясах земли, у всех рас люди сумеют достигнуть, обладая настоящей свободой, одинаковой силы и благодаря ей истинной любви; истинная же любовь даст им красоту; но красота в действии — это искусство... Честные государственные мужи, вы, которые противодействуете предчувствуемому вами социальному перевороту, по всей вероятности, главным образом потому, что ваша вера в чистоту человеческой натуры поколеблена и вы не можете не смотреть на этот переворот как на переход из скверного положения в еще худшее,— если вами руководит искреннее намерение вдохнуть в этот новый порядок силу, способную создать действительно прекрасную цивилизацию, помогите нам всеми вашими силами вернуть искусство самому себе и его благородной деятельности. Вы, мои страдающие братья всех слоев человеческого общества, чувствующие в себе глухую злобу,— если вы стремитесь освободиться от рабства денег, чтоб стать свободными людьми, поймите хорошо нашу задачу и помогите нам поднять искусство на достойную высоту, чтобы мы могли вам показать, как поднять ремесло на высоту искусства, как возвести раба индустрии на степень прекрасного сознательного человека, который с улыбкой посвященного в тайны природы может сказать самой природе, солнцу, звездам, смерти и вечности: вы тоже мне принадлежите, и я ваш повелитель!" ===== Р. Вагнер "Искусство и революция" (1849) ⬆️ манифест так манифест... а не вот это вот все... олигархи, снаряды... скучно, неинтересно... кто так революции делает :-)


0
642

NUMINOSUM

Что-то разваливается моя концепция, видимо) Ну, я хотя бы попытался :-) Впрочем, еще смотрим... https://t.me/bbbreaking/158887


0
637

NUMINOSUM

По моей концепции, мы сейчас наблюдаем первый "этап" противостояния. Пригожин - это авангард. И в случае дальнейшей эскалации (захват Мск?) на следующем этапе должны включиться ВСУ / ДРГ, притом максимально активно и неожиданно (на Белгородчине?). Иначе акция Пригожина не имеет смысла просто ввиду бесперспективности. Смотрим... Притом заметьте, Пригожин почти не агитирует. Как самостоятельному игроку ему было бы жизненно важно заручиться поддержкой ястребов и народа России. Но он не самостоятельный игрок - поэтому и не особо важно. Поддержка придет из другой страны :-) UPD .То, как агент Пригожин, извините меня, отымел всех военкоров, ястребов, пропагандистов, использовал в своих целях и потом слил в унитаз, - это войдет в учебники истории. Что-то на грани с гениальностью :-) И до сих пор многие сетуют: "Эх, Евгений Викторович, Вы ведь были нормальным мужиком, Бахмут брали" Смешно :-) UPD2 . Думаю, сейчас задумка такая: отстоять Ростов и бросить все силы на взятие Москвы. Падение столицы - психологически важный момент, который деморализует общество. Ясно, что удержать своими силами Вагнер ее не сможет. Но будет как раз переходный период в 1-2 дня - когда будет происходить освобождение Мск - чтобы включились уже украинские силы. Вот это и есть, скорее всего, "второй этап", который я прогнозировал. Опять же, брать Москву "просто так" - нет смысла, учитывая, что армия не на стороне мятежников и вряд ли на их сторону перейдет. UPD3 . И есть явная "дыра" в пригожинском нарративе. Он называет себя патриотом, но при этом - де-факто бьет в незащищенный тыл воюющей страны; - идет против армии, поддержкой которой он предварительно не заручился и не получил ее впоследствии (и не получив, продолжает упорствовать); - заставляет снимать часть армии с фронта для купирования угрозы в лице себя; - вносит политический хаос в ряды воюющей страны; - делегитимирует СВО как "разборки олигархов". Он не говорит о сворачивании СВО (это уж совсем зрадно было бы), но фактически действует так, чтобы СВО сорвать , притом в относительно успешный / стабильный момент (после провала южного наступления ВСУ). Что-то в этом нарративе не так, разве нет?


0
666

NUMINOSUM

Так, я уже под Таганрогом. Вроде живой) А это видео снял примерно в 10 км от Ростова. Т.е., по идее, "Ахмат" уже должен быть в городе. Насчитал несколько десятков танков и бронемашин (не менее 50)


0
586

NUMINOSUM

Все-таки выехал. Но для въезда / выезда оставлена маленькая полоска. Остальная часть поста заминирована 🙈 Т.е. вагнерята явно ожидают кого-то со стороны Таганрога - из зоны СВО


0
604

NUMINOSUM


0
593

NUMINOSUM

Если у кого-то в Ростове есть родственники или вы сами из Ростова, то рекомендую хотя бы на сегодня уехать. Есть инфа (уровня АП), что через пару часов в городе может быть жарко, т.к. соответствующие силы сюда стягиваются. Лично я прямо сейчас уезжаю в Таганрог (инфы сейчас разной много, но я своему источнику доверяю)


0
625

NUMINOSUM


0
584

NUMINOSUM

#мысли Коллеги, знаю, что многие не любят мою "политическую аналитику" :-) Я не политолог, но годы такие суровые, что уж невольно им станешь. Да и профессиональные политологи, на самом деле, в основном шарлатаны. Я в целом считаю, что общий смысл СВО и место Китая во всей этой истории я правильно понял еще в самом начале, буквально в первую неделю. И нарисованная мной картина (еще до приезда Си!) кажется мне наиболее рабочей на данный момент. Что подтверждается и открытым заявлением Путина-Си, и концепцией единой судьбы человечества (о ней - потом). Вот только что я записал для друзей из Ростова то, как мне видится ситуация по Пригожину . Записал неакадемично, но вроде без бранных выражений :-) И друзья мне посоветовали выложить это в открытый доступ, т.к. картина вроде бы логичная вырисовывается. Хоть и записано все несколько сумбурно, идея в целом ясна. Пока это гипотеза. Мы живем в учебнике истории и картина может меняться, но на 13 часов дня 24 июля 2023 года более адекватного объяснения происходящему я пока не нахожу. В наивного дядю-олигарха, который увидел несправедливости войны и решил пуститься во все тяжкие (с абсолютно смутной перспективой), я не то что не верю - мне даже смешно это обсуждать


0
618

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия «Если этим сочинением я поддерживаю положение, что Вагнер вреден, то я хочу ничуть не менее поддержать и другое, - кому он, несмотря на это, необходим - философу. В других случаях, пожалуй, и можно обойтись без Вагнера: но философ не волен не нуждаться в нём. Он должен быть нечистой совестью своего времени, - для этого он должен наилучшим образом знать его. Но где же найдёт он для лабиринта современной души более посвящённого проводника, более красноречивого знатока душ, чем Вагнер? В лице Вагнера современность говорит своим интимнейшим языком: она не скрывает ни своего добра, ни своего зла, она потеряла всякий стыд перед собою . И обратно: мы почти подведём итог ценности современного, если ясно поймём добро и зло у Вагнера. - Я вполне понимаю, если нынче музыкант говорит: "я ненавижу Вагнера, но не выношу более никакой другой музыки". Но я понял бы также и философа, который объявил бы: "Вагнер резюмирует современность. Ничего не поделаешь, надо сначала быть вагнерианцем..."» ===== Ф. Ницше "Казус Вагнер" (1888)


0
702

NUMINOSUM

​​#мысли #обзор Следующая книга, которую я хотел бы порекомендовать – это оригинальная и энигматичная работа Андрея Белого «Глоссолалия» (1922). Белого очень люблю, но конкретно об этой работе я узнал достаточно поздно – лет в 26–27, т. е. к моменту, когда уже сформировался в интеллектуальном плане. Эта литературная, философская и отчасти лингвистическая работа связана с индоевропеистикой, притом весьма оригинально адаптированной. Белый, по сути, попытался через призму индоевропейских корней построить что-то вроде символико-философской концепции, раскрывающей тайную структуру языка и мироздания . Я не знаю, как эта работа читается, если человек ничего не знает об индоевропеистике и о связи тех корней, которые подразумевает Белый. Порой и мне не до конца ясны те аллюзии, которые он предлагает. Но в целом, конечно, к этой работе был бы нужен лингвистический комментарий – хотя бы по базовым вещам. Для меня «Глоссолалия» – это пример того, как могла бы выглядеть настоящая русская философия, т.е. философия Слова. В каком-то смысле это вариант дометафизического философствования на грани рациональной дискурсивности и мифопоэтики, для погружения в которое требуется «делосский ныряльщик». Возможно, стоило бы снабдить этот текст не только лингвистическим, но и дискурсивным философским комментарием – тогда получилось бы «многоэтажное», более завершенное в архитектурном плане здание. Если Вам показалось, что работа достаточно безумна, то Вам не показалось :-) Она действительно без-умна на каком-то внешнем, стилистическом уровне (я сейчас это говорю вне пейоративной оценки «внешнего»). В то же время в ней чрезвычайно компактно упаковано много мыслей и идей (именно идей – в платоновском смысле, т.е. интегральных мыслеобразов). Все это можно подробно эксплицировать на манер развернутой философской системы. И тогда мы увидим, в сущности, особую онтологию, философию языка, философию сознания, логику, критику и эстетику. Кто-то из неоплатоников как-то сказал, что философия Платона – это переложение на понятный язык опыта мистерий. Наверное, «Глоссолалию» можно понять как своего рода литературную мистерию в ее единстве смысла, идеи, звука и ритма. Когда я говорю о том, что «Глоссолалия» для меня – это пример того, какой могла бы быть русская философия, то имею в виду следующее: эта философия тоже должна быть достаточно без-умной, тоже должна стремиться к преодолению метафизического (и тем более позитивистского, аналитического и пр.) дискурса, тоже должна давать простор языку и языковым опытам (открыться Слову), тоже должна стремиться к раскрытию новых и необычных граней действительности и тоже должна быть талантливой и интегрированной в более общую философско-филологическую систему (у Белого немало и вполне научных работ, между прочим, которые хорошо поясняют его без-умные опыты). Русская философия не должна быть обезьянничаньем . Каждый народ обязан заниматься тем, что умеет лучше всего. В русской мысли самое лучшее – это русское безумие 🤟, от Сковороды до Флоренского, от Ленина до Александра Святогора. Не случайно самые русские из нерусских философов – это Шеллинг и Хайдеггер. Каюсь: я тоже пошел немного не по тому пути. В свое время двигался куда-то в сторону Андрея Белого (это будет видно по книге «Солнечный лик истины»). Но ролевой моделью для меня в итоге стал В.Н. Топоров. Топоров тоже абсолютно ненормальный товарищ – маг, знахарь, потомственный колдун. Хотя его работы выглядят предельно сухими и рациональными, видно, что он пытается сдерживать свое безумие, дать ему обрамление, форму. Топоров – это Андрей Белый, испугавшийся собственного безумия и, кроме того, надевший академическую мантию. Все-таки с годами мне начинает казаться, что таким людям подобные мантии лучше не носить – слишком уж они сдерживают непокорное творческое начало. В последнее время все чаще думаю о том, чтобы ее снять…


0
127

NUMINOSUM

#музыка Случайно наткнулся на этот проект пару лет назад. Очень самобытно (хотя местами попса проскакивает) https://youtu.be/_C-aJfoUJ4Y Стиль трудно определить. Что-то вроде неоклассик-айдиэм-трипхоп


0
202

NUMINOSUM

#мысли Думаю, одно из потрясающих чувств, которое в какой-то момент возникает у правдивого философа - это ощущение того, что он, собственно, и не нужен, что все и так идет своим чередом, что он ничего не способен сказать сверх этого, добавить к ходу вещей - в общем, что философствовать означает стучаться в открытую дверь


0
225

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия Мир всего лишь заколдован: В каждой вещи спит струна, Разбуди волшебным словом — Будет музыка слышна ===== Й. Эйхендорф


0
253

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» ===== Новалис


0
316

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия "Однажды, когда я горькие слезы лил, когда, истощенная болью, иссякла моя надежда и на сухом холме, скрывавшем в тесной своей темнице образ моей жизни, я стоял - одинокий, как никто еще не был одинок, неизъяснимой боязнью гонимый, измученный, весь в своем скорбном помысле, - когда искал я подмоги, осматриваясь понапрасну, не в силах шагнуть ни вперед, ни назад, когда в беспредельном отчаянье тщетно держался за жизнь, ускользавшую, гаснущую: тогда ниспослала мне даль голубая с высот моего былого блаженства пролившийся сумрак - и сразу расторглись узы рожденья, оковы света. Сгинуло земное великолепье вместе с моею печалью, слилось мое горе с непостижимою новой вселенной - ты, вдохновенье ночное, небесною дремой меня осенило; тихо земля возносилась, над нею парил мой новорожденный, не связанный более дух. Облаком праха клубился холм - сквозь облако виделся мне просветленный лик любимой. В очах у нее опочила вечность, - руки мои дотянулись до рук ее, с нею меня сочетали, сияя, нерасторжимые узы слез. Тысячелетия канули вдаль, миновав, словно грозы. У ней в объятьях упился я новою жизнью в слезах. Это пригрезилось мне однажды и навеки, и с тех пор я храню неизменную вечную веру в небо Ночи, где светит возлюбленная". ===== Новалис


0
327

NUMINOSUM

​​#мысли #ислам Помню, в далеком 2014 году, в столовой Института востоковедения РАН я сетовал на то, что порой меня так сильно заносит, что моя нервная система оказывается подобна «одинокому дереву в чистом поле во время урагана» . На что дорогая сокурсница Анна (кстати, владелица этого канала об Африке – подписывайтесь) иронично заметила: «ага, будет раскачиваться, но хрен вырвешь» . Это было еще до выхода первого тома «Исламской мысли». С того времени шесть томов ежегодника действительно ее раскачивали-раскачивали, но окончательно так и не вырвали :-) сейчас седьмой на подходе, уже работаю с версткой (писал о нем тут). Предыдущие выпуски можно прочесть здесь: – «Исламская мысль: традиция и современность. Выпуск 1» (гл. ред. Д.В. Мухетдинов, отв. ред. С.Ю. Бородай) – «Исламская мысль: традиция и современность. Выпуск 2» (гл. ред. Д.В. Мухетдинов, отв. ред. С.Ю. Бородай) – «Исламская мысль: традиция и современность. Выпуск 3» (гл. ред. Д.В. Мухетдинов, отв. ред. С.Ю. Бородай) – «Исламская мысль: традиция и современность. Выпуск 4» (гл. ред. Д.В. Мухетдинов, отв. ред. С.Ю. Бородай) – «Исламская мысль: традиция и современность. Выпуск 5» (гл. ред. Д.В. Мухетдинов, отв. ред. С.Ю. Бородай) – «Исламская мысль: традиция и современность. Выпуск 6» (гл. ред. Д.В. Мухетдинов, отв. ред. С.Ю. Бородай) Приобрести книги можно на сайте ИД «Медина» или через меня: @sergeyborod В ближайшие месяцы планирую розыгрыш всех семи томов, с подписями главного и ответственного редакторов. Следите!


0
349

NUMINOSUM

#мысли #лингвистика #философия Выложил видеозапись своего вчерашнего доклада «Морфосинтаксический тип как базовая характеристика языка». Доклад был сделан в рамках семинара «Музыка в культуре», организованного Государственным институтом искусствознания МК РФ и Центром философии сознания и когнитивных наук ИФ РАН. Честно говоря, доклад больше был нужен для отчетности, но все равно получилось неплохо, хоть и несколько скомкано. Еще есть старая версия другого доклада, близкого к этому, - там проблема различных морфосинтаксических типов рассмотрена гораздо подробнее. Я бы также отметил обсуждение (прежде всего, дискуссию с А.В. Смирновым), где было намечено две важных проблемы: 1) в каком смысле можно говорить о том, что корень «имеет значение»? 2) как строить лингвистическую типологию, в частности в связи с проблемой континуальности и дискретности? Отдельным файлом выложил pdf-презентацию Один из вопросов, который на этом семинаре не был рассмотрен, но который вставал ранее, состоит в следующем: а почему, собственно, речь идет о морфосинтаксисе , а не о морфологии? Тут, конечно, нужно давать подробно пояснение, но если коротко: доклад сделан в типологической перспективе, а в этой перспективе провести четкое деление на морфологию и синтаксис если не невозможно, то очень сложно (хотя нельзя исключить, что все-таки невозможно). Я рассматриваю это в книге «Язык и познание» (§ 10.2), опираясь, прежде всего, на функционалистскую теорию У. Крофта и его продолжателя – М. Хаспельмата. К этому нужно добавить, что разрабатываемая сейчас тема – это часть более широкой проблемы, и, предположительно, традиционная сфера «синтаксиса» еще будет охвачена более эксплицитно. В целом же хочу сказать, что чем глубже во все это погружаешься, тем больше вопросов возникает. Основной вопрос: Как вообще можно строить «теорию языка» и что в ней должно быть отражено? И как возможна лингвистическая типология? Вопросы эти хорошо известны, но при таком вот «микроскопическом» взгляде становится понятно, почему в лингвистике на них уже несколько столетий нет удовлетворительного ответа. АННОТАЦИЯ Доклад является кратким изложением основных идей из статьи: Бородай С.Ю. К вопросу о связи структуры языка и логико-смысловых конфигураций // Вопросы философии, 2023 в печати. Сначала рассматривается вопрос о том, как нужно понимать «структуру» языка в свете типологии. Приводится критика аддитивной метафоры («язык как набор морфем и принципов их сочетания»). Демонстрируется, что она отражает узкие и наивные представления об устройстве языка и применима лишь к ограниченному числу языков, и то лишь отчасти. Далее вводится понятие морфосинтаксического типа как базовой характеристики языка, отражающей специфику его средств выражения и внутреннего устройства. В свете типологии предлагается выделять три типа – «ограниченно-сегментированный», «неконкатенативный» и «морфология ad hoc» (примеры – индоевропейские языки, арабский язык и язык могаук соответственно). Предположительно, эти три типа отражают три различных доминанты в репрезентации связности в языке, имеющей место на когнитивном уровне (т. е. в когнитивном бессознательном). Однако автоматического перехода от описания языка к когнитивной реальности языка не существует, так что для верификации указанной гипотезы необходимо создание когнитивно-ориентированной теории языка. В заключении даны основные принципы такой теории.


0
280

NUMINOSUM

#русскаяфилософия «Продолжаю спокойно о людях с крепкими нервами, не понимающих известной утонченности наслаждений. Эти господа при иных казусах, например, хотя и ревут, как быки, во все горло, хоть это, положим, и приносит им величайшую честь, но, как уже сказал я, перед невозможностью они тотчас смиряются. Невозможность — значит каменная стена? Какая каменная стена? Ну, разумеется, законы природы, выводы естественных наук, математика. Уж как докажут тебе, например, что от обезьяны произошел, так уж и нечего морщиться, принимай как есть. Уж как докажут тебе, что, в сущности, одна капелька твоего собственного жиру тебе должна быть дороже ста тысяч тебе подобных и что в этом результате разрешатся под конец все так называемые добродетели и обязанности и прочие бредни и предрассудки, так уж так и принимай, нечего делать-то, потому дважды два — математика. Попробуйте возразить. "Помилуйте, — закричат вам, — восставать нельзя: это дважды два четыре! Природа вас не спрашивается; ей дела нет до ваших желаний и до того, нравятся ль вам ее законы или не нравятся. Вы обязаны принимать ее так, как она есть, а следственно, и все ее результаты. Стена, значит, и есть стена… и т. д., и т. д.". Господи боже, да какое мне дело до законов природы и арифметики, когда мне почему-нибудь эти законы и дважды два четыре не нравятся? Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле сил не будет пробить, но я и не примирюсь с ней потому только, что у меня каменная стена и у меня сил не хватило. Как будто такая каменная стена и вправду есть успокоение и вправду заключает в себе хоть какое-нибудь слово на мир, единственно только потому, что она дважды два четыре. О нелепость нелепостей! То ли дело все понимать, все сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит примиряться; дойти путем самых неизбежных логических комбинаций до самых отвратительных заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то стене как будто чем-то сам виноват, хотя опять-таки до ясности очевидно, что вовсе не виноват, и вследствие этого, молча и бессильно скрежеща зубами, сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит, тебе не на кого; что предмета не находится, а может быть, и никогда не найдется, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что тут просто бурда, — неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на все эти неизвестности и подтасовки, у вас все-таки болит, и чем больше вам неизвестно, тем больше болит!» ===== Ф.М. Достоевский "Записки из подполья"


0
275

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия «Нераскрытая тайна русского начала, тайна как таковая, может быть сохранена и обоснована только через изначальное выговаривание (Ersagen) бездны бытiя (Seyns)» ===== М. Хайдеггер "Черные тетради"


0
304

NUMINOSUM

#мысли Еще давно записал у себя в дневнике: Земная Родина - это икона трансцендентной Родины. Быть русским - значит мирить, собирать человечество. Русское - это то между , которое делает народы народами, а человечество человечеством. В таком собирании русские и теряют, и находят себя одновременно. "Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" С Днем России, друзья! 🇷🇺


0
331

NUMINOSUM

В женской высокой, чистой красоте, — начал он с жаром, обрадовавшись, что она развязала ему язык, — есть непременно ум, в твоей, например. Глупая красота — не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд — красота ее мало-помалу превратится в поразительное безобразие. Воображение может на минуту увлечься, но ум и чувство не удовлетворятся такой красотой: ее место в гареме. Красота, исполненная ума, — необычайная сила, она движет миром, она делает историю, строит судьбы; она, явно или тайно, присутствует в каждом событии. Красота и грация — это своего рода воплощение ума. От этого дура никогда не может быть красавицей, а дурная собой, но умная женщина часто блестит красотой. Красота, про которую я говорю, не материя: она не палит только зноем страстных желаний: она прежде всего будит в человеке человека, шевелит мысль, поднимает дух, оплодотворяет творческую силу гения, если сама стоит на высоте своего достоинства, не тратит лучи свои на мелочь, не грязнит чистоту… И. А. Гончаров. Обрыв.


0
332

NUMINOSUM

#мысли Какой выбор самый верный? Первый (независимо от результата) (Решение проблемы Буриданова осла и заодно всех любовных треугольников. Не благодарите :-) )


0
347

NUMINOSUM

#мысли Как бы я хотел умереть: 1) защищая слабых; 2) ради любви; 3) ради знания (науки). Как бы не хотел умереть: 1) от старости; 2) случайным образом; 3) от депрессии или в результате суицида :-) Наблюдаем... В православии, кстати, есть молитва о непостыдной кончине: «Христианской кончины живота нашего (жизни нашей), безболезненной, непостыдной, мирной, у Господа просим»


0
349

NUMINOSUM

#немецкаяфилософия "Где опасность, там вызревает и нечто спасительное" ===== Ф. Гёльдерлин


0
370

NUMINOSUM

​​#мысли #обзор Продолжаем новую рубрику «обзоры книг». В прошлый раз делал обзор на книгу Шарля Маламуда, а сейчас хочу рассказать о классической монографии Т.Я. Елизаренковой «Грамматика ведийского языка». Т.Я. Елизаренкова (1929–2007) известна как ведущий советский и российский индолог и один из главных в мире специалистов по Ригведе, к этому нужно добавить, что она была супругой В.Н. Топорова. Книга, о которой идет речь, вышла в 1982 г., и до сих пор считается классикой индологии и филологии. В аннотации сказано: «Книга представляет собой первое в советской индологии синхронное описание языка ведийских текстов. Автор рассматривает вопросы влияния семантики текста на его грамматические особенности, дает характеристику лексики и особенностей ее функционирования в разных ведах. Основные классы слов (имя, местоимение, числительное, глагол) описываются с помощью свойственных им грамматических категорий на формальном и семантическом уровнях. Кроме описания фонетики дается также фонологическая интерпретация языковых фактов. Работа базируется на богатейшем языковом материале, особенно широко представлены тексты самого древнего памятника — Ригведы» Конечно, это далеко не первая грамматика ведийского (древнеиндийского) языка – за много лет до нее вышла более подробная и фундаментальная монография Л. Рену. Тем не менее труд Елизаренковой обладает самостоятельной ценностью, поскольку привлекает большое число оригинальных текстов, да и вообще является хорошим примером структуралистского описания языка. У меня с этой книгой связана небольшая личная история. Я украл взял на временное хранение ее из одной столичной библиотеки еще в далеком 2011 году. Как раз в это время я с карандашом в руках читал двуязычное издание Ригведы (точнее, распечатку, которую сам сделал) и отмечал интересные места – все это пригодилось впоследствии при написании статей (например, для этой монографии). Книга Елизаренковой помогала разбираться в неясных формах, особенно в глагольных словоформах. Ведийский (древнеиндийский) язык довольно сильно отличается от санскрита – это фактически другой язык (ведийский и санскрит соотносятся примерно как старославянский и древнерусский), а хороших грамматик ведийского языка в электронном виде на тот момент не было (во всяком случае, я не нашел). Труд Елизаренковой хорош и с эстетической точки зрения: прекрасный стиль, хорошее оформление, детальные разборы словоформ и синтаксиса, все структурировано и систематизировано – такое просто приятно читать. Даже если плохо знаешь ведийский язык (а я, например, уже очень многое позабыл), нетрудно разобраться почти во всем, что написано. Кстати, с Елизаренковой и Топоровым много интересных историй связано. Часть из них есть в интернете, часть я слышал от их учеников. Там и вещие сны, и прорицания, и магические трюки – и многое в таком духе. В Институте востоковедения РАН подобное периодически всплывает. Ученые отнюдь не скучные люди (как думают многие), а ученые-эзотерики и потомственные колдуны – особенно :-) Но об этом как-нибудь в другой раз. Книга подписана Елизаренковой для Юлии Благонравовой (1931–1997) – специалиста по тайскому языку. Не знаю, как этот экземпляр оказался в московской библиотеке.


0
396

NUMINOSUM

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ​ φόβος οὐκ ἔστιν ἐν τῇ ἀγάπῃ, ἀλλὰ ἡ τελεία ἀγάπη ἔξω βάλλει τὸν φόβον, ὅτι ὁ φόβος κόλασιν ἔχει ὁ δὲ φοβούμενος οὐ τετελείωται ἐν τῇ ἀγάπῃ ===== 1-е послание Иоанна 4:18


0
382

NUMINOSUM

​​#философскийстёб А что Хайдеггер? Хайдеггер - это бесконечная пляска вокруг алтаря вместо того, чтобы молиться. Пусси райот философии XX века, панк-молебен. ===== (родилось во время одной из дискуссий) Кстати, в связи с этим см. его эссе "О Сикстинской Мадонне"


0
401

NUMINOSUM

#мысли Философ видит влюбленность вещей друг в друга


0
427

NUMINOSUM

​​#Пушкин Не дорого ценю я громкие права, От коих не одна кружится голова. Я не ропщу о том, что отказали боги Мне в сладкой участи оспоривать налоги Или мешать царям друг с другом воевать; И мало горя мне, свободно ли печать Морочит олухов, иль чуткая цензура В журнальных замыслах стесняет балагура. Все это, видите ль, слова, слова, слова. Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права… ===== "Из Пиндемонти" (1836) Прекрасная статья о Пушкине принадлежит перу С.Н. Булгакова - "Жребий Пушкина"


0
448

NUMINOSUM

#мысли #лингвистика Уже несколько человек попросили статью "К вопросу о связи структуры языка и логико-смысловых конфигураций" . К сожалению, до публикации могу делиться лишь с очень ограниченным кругом ученых. Но есть мой прошлогодний доклад, часть из которого вошла в статью. Вообще в идеале надо бы расширить статью раза в 2-3, включив туда материалы доклада и многие мысли, которые не вошли ввиду ограничений по объему. Постараюсь сделать в будущем. Внизу подробное описание доклада: В докладе представлен набросок идей на основе моей монографии "Язык и познание" - набросок, необходимый для дальнейшего углубления в проблему взаимосвязи структуры языка и высокоуровневых когнитивных процессов. Презентация в pdf АННОТАЦИЯ: Структура языка (или форма языка) – обобщенное понятие, включающее в себя все средства выражения значения, обладающие высокой степенью абстрактности и формальности. В широком смысле сюда входят морфология, синтаксис, лексическая сочетаемость, просодия и прагматика. В узком смысле можно говорить о морфологии и синтаксисе, или о «грамматике». Совокупность формальных средств выражения и составляет структуру (или форму) языка. Основной вопрос: возможна ли корреляция между доминирующими в языке формальными средствами и характерными для носителя языка паттернами мышления и их продуктами – логико-смысловыми конфигурациями? В ряде современных теорий (Г.Б. Шамили, А.В. Смирнов) утверждается, что таковая корреляция имеет место между арабским языком (и вообще семитскими языками) и многочисленными сферами арабо-мусульманской культуры, в том числе музыкой. В докладе будет сделана попытка осветить следующие проблемы: 1) идея «морфосинтаксического типа» как устойчивой характеристики языка (на примере праиндоевропейского, арабского и могаукского); 2) когнитивные средства реализации морфосинтаксического типа как частные случаи общих когнитивных процессов; 3) возможные когнитивные механизмы, обеспечивающие корреляцию между морфосинтаксическим типом и логико-смысловыми конфигурациями, характерными для высокоуровневого мышления.


0
159

NUMINOSUM


0
219

Добавить

КаналСтикеры

Наши Боты

@telestormauthbot

© Telestorm.ru 2020-2024 Все права защищены

TwitterYouTubeInstagram